Это реклама компании Van Cleef & Arpels 1917 года. На ней маленький мальчик на Вандомской площади выдергивает шерстинки из хвоста, чтобы сделать браслеты и кольца. Подпись гласит: «Вот и все!... Они не оставят мне ни одного волоска... Еще один, который мы отнесем в Van Cleef & Arpels, чтобы сделать браслет или счастливое кольцо!» - 1917 г.
Christian Dior Joaillerie - Золотое кольцо, аметист, эмаль - 2006 г.
Сегодня в ювелирных изделиях практически отсутствуют юмор и насмешки. Коллекция Hello Kitty от Микимото датируется 2014 годом. В Cartier пантеры очень мудры. Boucheron отказался от колец Macarons или Animutants — гибридов, которые могут вызвать улыбку, — в пользу вдохновения в стиле ар-деко. В Christian Dior Виктуар де Кастеллан, которая вернула юмор в моду в начале 2000-х, похоже, больше не развлекается. Дэвид Гейрал, известный своими кольцами, украшенными изображением ванны или автомобиля, буксирующего караван, исчез. Короче говоря, любителям веселья следует обратиться к винтажу!
Mikimoto x Hello Kitty - Тиара из золота, бриллиантов, рубинов... - 2014 г.
Забавные животные
Van Cleef & Arpels — «Растрепанный лев» и брошь-собака — около 1970 г.
В винтаже вы избалованы выбором, если вам нравятся животные, очень доминирующие фигуры в юморе. В 1940-1970-х годах бестиарий был широко представлен котом с длинными усами и собакой, особенности которых подчеркивались путем их преувеличения: непропорционально длинное тело таксы, кудри пуделя, представленные круглыми жемчужинами, черные глаза шутливый терьер и т. д. У птиц тоже есть свои любимые виды: утка с увеличенным клювом и сова с огромными широко раскрытыми глазами.
Cartier / Van Cleef & Arpels – Ковбойские броши – 1946 и 1952 гг.
Все, что им нужно, это речь!
В США создатели преуспевают в этом радостном бестиарии, принимающем человеческие позы в стиле Уолта Диснея. В Нью-Йорке Cartier в сотрудничестве с компанией представляет браслет, украшенный микро-Белоснежкой и ее семью гномами. Рэймонд С. Ярд представляет серию комиксов о кроликах, пьющих напитки, играющих в гольф или идущих в свадебных платьях к алтарю. В Tiffany & Co Дональд Клафлин модернизирует образ фарандолом, достойным «Алисы в стране чудес»: морж в вечернем платье, уморительный дракон со слоновьими ушами и т. д.
Дональд Клафлин для Tiffany & Co — Персонажи, вдохновленные «Алисой в стране чудес», 1960-е годы
Raymond Yard - Броши-кролики с бриллиантами, цветными камнями, эмалью - 1960-е гг.
Очарование юмора
Амулеты, звенящие шармы поддаются миниатюризации, что является еще одним отличным источником юмора. Картье, король очарования, изображает на браслете 1942 года Гремлинов, воображаемых существ, обвиненных в саботаже самолетов Королевских ВВС. Он уменьшает золотой слиток, дверь гостиничного номера с табличкой «Не беспокоить», игровую карту, бутылки, и т. д. С возрождением шармов в начале 2000-х Louis Vuitton и Christian Dior создали и весьма забавные: ножницы, красочную сумку, пишущую машинку и т. д.
Cartier New York – браслеты -шармы Cartier с изображением Гремлинов (1943), «Белоснежки и 7 гномов» (1939)
Dior Joaillerie - Подвески из золота, эмали, бриллиантов - 2007 г.
Louis Vuitton – Charm’s – начало 2000 г.
Юмор и каламбуры
Это реже, но юмор также проявляется через семантику и каламбур. В этой области невозможно конкурировать с Line Vautrin. В 50-70-х годах ее украшения из позолоченной бронзы несли зашифрованные послания, символы, которые нужно было расшифровать, ребусы, подобные тому, который она придумала, чтобы сказать: «Я люблю тебя в тишине». Мы никогда не устанем от этого... Зачастую аллегорические, столь же поэтичные, сколь и игривые, эти украшения сегодня достигают рекордных цен.
Line Vautrin — Брошь из позолоченной бронзы и перламутра с ребусом «Je T'Aime En Silence».
LINE VAUTRIN. Пудреница с зеркалом из позолоченной бронзы, на крышке выгравирован ребус и образ Маргариты из восклицание Фауста «Дай в зеркало мне бросить взор прощальный: Так был прекрасен образ идеальный!»
Юмор эфемерен и меняется со временем, а украшения должны выдерживать испытание временем. Экспортировать такие украшения тоже сложно: идите переводите европейский юмор на китайский или арабский! И то, что приятно в одной цивилизации, может шокировать в другой. Является ли это причиной того, что на глобализированном и уникальном рынке юмор является риском, на который ювелиры больше не хотят идти?
Анатолий Брусиловский, запонки "Окурочек"
Mousson Atelier, брошь "Подруги"
Van Cleef & Arpels – «В следующий раз, когда ваш муж заговорит с вами об инвестировании, отведите его в Van Cleef & Arpels» – 1974 г.