Ambroise Degenèv
Забудьте о классическом архетипическом жемчужном ожерелье, состоящем из одного или нескольких рядов. Современные дизайнеры, обладающие глубокими знаниями материалов и технологий, превращают его из традиционного символа элегантности в смелый и неожиданный арт-объект. Они «вынимают» жемчуг из привычных рамок, помещая его в новые, юмористические или ироничные контексты.
Lin Cheung
«Вдохновение пришло из жемчужного ожерелья, подаренного мне матерью, которое я никогда не носила», — объясняет Лин Чунг (Lin Cheung). Он пылился на полке, поэтому я превратила его в бусы, которые теперь ношу. «Каждая бусина тщательно вырезана вручную в форме звена».
Подход Амбруаза Деженева на первый взгляд может показаться жестоким: он разбивает ряды круглых бусин ударами молотка, чтобы вмонтировать осколки в железную сетку. Их потрескавшаяся и мерцающая поверхность (благодаря смеси с гипсом) напоминает покрытую инеем землю.
На ожерелье Синдзи Накабы крошечные японские бусины распилены, опилены и вылеплены в невероятно выразительные лица или черепа.
Гибкие сетчатые ожерелья Кэролайн Бродхед напоминают изящные шарфы и являются важной частью её практики «носимых предметов» и текстильных произведений. Внимательно продуманная композиция из крошечных стеклянных бусин создает завораживающий оптический эффект, напоминающий серый бисер, играющий с восприятием зрителя. Внутри этих бусин скрыты жемчужины — мизанабим*, которые ставят под сомнение традиционные ценности и смысловые ориентиры, связанные с украшениями и символами красоты. Таким образом, Бродхед использует текстиль и бисер для исследования границ между материальным и нематериальным, вызывая размышления о культурных ценностях и их изменчивости.
*Mise en abyme или принцип матрёшки — художественная техника, предполагающая использование в произведении искусства уменьшенной копии того же самого произведения искусства таким образом, что часто возникает эффект бесконечной рекурсии.
Работы Мелани Георгакопулос полностью посвящены переосмыслению и модернизации классического жемчужного ожерелья как в рамках её собственного бренда, так и для Tasaki. В своих произведениях она экспериментирует с формой и материалами: разрезает жемчужины, частично покрывает их золотом, вставляет в крупные нагрудные ожерелья или шарфы, а также интегрирует в перламутровые пластины. В своем последнем творении она соединила жемчужные звенья с перламутровыми элементами, чтобы воспроизвести ожерелье, унаследованное от её тети. Это произведение является выдающимся примером того, как художница переосмысливает традиционные украшения, превращая их в современные арт-объекты, наполненные личным и культурным смыслом.
Мы привели лишь несколько примеров того, как современные творцы освобождают жемчуг от его традиционной роли и превращают его в средство самовыражения, вызывая улыбку и заставляя взглянуть на классические украшения под новым углом.