Украшения Bvlgari — это не просто высокое ювелирное искусство, это еще и исторические артефакты, которые вот уже 130 лет хранят в себе удивительные истории Вечного города. И как интересно их читать в каждом изгибе изделия, мерцании драгоценных граней
«Рим. И только Рим, я буду хранить воспоминания о нем до конца своих дней», — отвечала героиня Одри Хепберн в «Римских каникулах» на вопрос журналиста о том, какой город Европы понравился ей больше всего. Рим — это место, которое никого не может оставить равнодушным, это мощь и бесконечная красота. Bvlgari удалось запечатлеть самые интересные его детали в своих украшениях, с каждой новой коллекцией влюбляя нас в этот город все больше и оставляя его отблески в наших сердцах.
История дома началась задолго до открытия первого бутика, еще в 1857 году, когда на свет появился Сотириос Булгарис. В родном Епирусе (область Греции) его семья занималась обработкой серебра и держала свой магазин, который затем был разрушен в результате постоянных войн с Османской империей. Переехав на остров Корфу родные Сотириоса начнут все сначала, смирившись с судьбой. А юный Булгарис, обладая исключительной деловой хваткой и уверенностью, что семейное дело должно приобрести мировые масштабы, продолжит путешествовать в поисках лучшего места для развития старинного ремесла. В 1881 году он находит его в Риме — столице нового Королевства Италии, и уже в 1884 году открывает свой первый магазин рядом с церковью Тринита-деи-Монти на виа Систина, 85. Второй бутик, который работает до сих пор, Сотириос откроет в 1894 году в историческом центре города — на улице виа деи Кондотти, 28. Тогда на фасаде здания впервые появится имя Bulgari. Позднее он станет излюбленным местом встреч знаменитых художников, писателей и актеров эпохи dolce vita, которые сыграли важную роль в росте популярности итальянского бренда по всему миру. В 1905 году при участии сыновей Константино и Джорджо, Сотириос открывает третий бутик Old Curiosity Shop («Лавка древностей») на виа деи Кондотти, 10, который сменил флагманский магазин на виа Систина и стал «историческим памятником», гармонично вписавшись в архитектуру Рима. Его дизайн оказался настолько удачным, что фотографии фасада и интерьера были использованы в качестве иллюстраций раздела Negozio (с итал. — «магазин») самой авторитетной итальянской энциклопедии — Enciclopedia Treccani. Кстати, название бутика неслучайно было выбрано именно на английском. Рим активно посещали обеспеченные туристы из Великобритании и США — привлечь их внимание могло приятное сочетание знакомых слов, а затем уже богатый выбор ювелирных украшений в лучших традициях ар-деко и французского стиля, который оказывал влияние на ювелирное искусство вплоть до 1950-х годов. Так Сотириос Булгарис создал первую в Европе сеть бутиков, в то время как крупнейшие французские и швейцарские ювелирно-часовые марки работали по принципу «магазин-мастерская». И это лишь первая ступень прогресса, которую внедрил бренд.
Сотириоса не стало в 1932 году, и бизнес перешел к его сыновьям. Рим стал плодотворной почвой для их семейного дела, которое, подобно оливковому дереву с крепким стволом, раскидало широкую крону и щедро одарило своими плодами, вкус и ценность которых признал весь мир. В знак благодарности городу Константино и Джорджо Булгарис решили модернизировать название бренда, связав его с традиционным латинским алфавитом, где буква «V» эквивалентна современной «U». Так в 1934 году родился Bvlgari.
Несмотря на то, что Париж оказывал сильное влияние на общие тенденции ювелирного искусства, дом Bvlgari одолевала жажда экспериментов. В конце 1940-х годов бренд выпустил первые наручные часы-украшения в форме змеи, которые стали основой именитой коллекции Serpenti. Стилизованные кольца со змеиной пластикой огибали руки своих владелиц, благодаря сложной технике золотого плетения. Это было оригинально, стильно, ново.
В 1950—1960-х годах, когда в ювелирной моде превалировали цветочные мотивы и плавные линии, бренд Bvlgari создал ряд брошей под названием En Tremblant (дословно с франц. — «дрожь»). Венчики цветов на них подрагивали при каждом движении благодаря пружинной оправе. Становится очевидно, что бренду тесно в рамках общепринятых правил, и в конце 50-х годов дом Bvlgari окончательно отходит от парижского стиля в украшениях и разрабатывает свой индивидуальный дизайн. Для начала дизайнеры отказались от традиционного подбора камней: их стали подбирать не по ценности, а по тому, какую цветовую палитру они образуют. Следующим смелым и новаторским шагом стало создание украшений, в которых центральное место отводилось камням огранки кабошон (гладкая выпуклая поверхность без граней. — Прим. ред.). Что шло вразрез с доминировавшей в XX веке традицией, когда считалось, что данный вид огранки предназначен исключительно для камней, не представлявших значительной ценности. Это стало подтверждением исключительности стиля Bvlgari и рождением итальянской ювелирной школы.
Для такого невероятного рывка против течения нужны были не только оригинальность мысли и мастерство, но и завидная смелость. Ведь всегда сложнее предлагать нечто новое, чем идти по проверенному пути. Дом Bvlgari завоевывал все больше поклонников, постепенно расширяя свою географию: в 1970-х годах открылось более 250 бутиков по всему миру, в том числе в Нью-Йорке, Париже, Монте-Карло, Женеве. Выйдя на мировой рынок, компания начинает производство мужских часов. Одна из первых моделей Bvlgari∙Bvlgari, выпущенная в 1977 году, практически сразу стала популярной. А в 1980-м году бренд открывает в центре Швейцарии часовую компанию Bvlgari Time. Благодаря приобретению фабрик по производству циферблатов Cadrans Design и браслетов Prestige d'Or, компания сможет самостоятельно контролировать весь процесс создания часов.
В период 1980—90-х годов дизайн Bvlgari приобрел законченные, легко узнаваемые черты: использование желтого золота, игра объемов, яркие цвета, чистые формы и стилизованные декоративные мотивы. При создании необычных цветовых композиций драгоценные камни нередко сочетались с полудрагоценными, а украшения стали более универсальными — для любого случая и времени суток. Бренд превратился в империю, которая всегда предлагала нечто новое. Громкой премьерой в мире высокого ювелирного искусства стала оригинальная техника закрепки драгоценных камней, которую стали применять ювелиры Bvlgari в 1980 году. В ней использовались шелковые нити разных цветов.
В XXI веке происходят радикальные метаморфозы в дизайне украшений бренда: объем и округлые формы сменяют двухмерные. Но новый принцип «чем проще, тем лучше» создает лишь обманчивую видимость простоты. Изделия по-прежнему кажутся пластичными, словно драгоценная ткань. Продолжая совершенствовать навыки трансформации старинных традиций, Bvlgari также использует и усовершенствованную технику огранки камней для своих украшений — тахти (takhti), корни которой уходят глубоко в искусство древней Индии. Переосмысленная ювелирами бренда, она обрела новое дыхание в сиянии драгоценных камней.
Сегодня успеху Bvlgari можно только восхищаться, ведь дом является успешным ювелирно-часовым брендом, выпускает парфюмерные ароматы, аксессуары и подарочные сувениры, владеет сетью собственных отелей и входит в состав крупнейшего концерна LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy). В течение 130 лет Bvlgari открывает нам новый Рим, с его великолепными деталями, скрытыми от глаз досужих зевак. Присмотревшись к украшениям внимательнее, можно заметить элементы, напоминающие колосья пшеницы, которые римляне выращивали на своих полях, или мраморные листья у основания колонны Траяна, величественные купола соборов, статуи и барельефы, фрески и мозаики.
Римские традиции и современный итальянский дизайн присутствуют и в оформлении бутиков Bvlgari по всему миру. Это легко заметить на примере открывшегося в октябре магазина в ГУМе. В основе его интерьера лежит концепт знаменитого архитектора Питера Марино, разработанный в прошлом году в честь 130-летия дома для главного исторического бутика в Риме на виа деи Кондотти, 10. Тут тот же традиционный белый мрамор, паркет из итальянского ореха, выложенный в форме звезды в технике деграде, имитирующий эффект восходящего солнца, люстра из знаменитого муранского стекла, а также символ равновесия и порядка — восьмиконечная звезда из красного порфира. Кусочек римского искусства теперь обрел свое заслуженное место в другом историческом центре мира — на Красной площади. Для первого бутика, который напрямую управляется самой компанией, это знаковый выбор. Bvlgari воплощает в себе призму времени, которая рассказывает захватывающие дух истории Рима сквозь грани современности и различные виды искусства.