«Без ума от Tiffany» — обстоятельный рассказ о том влиянии, которое оказывает знаменитый ювелирный бренд на американцев.
«Без ума от Tiffany» (Crazy About Tiffany’s)
США, реж. Мэттью Миле, документальный.
Этот документальный фильм посвящён не столько истории прославленной компании, сколько тому, как плотно она вошла в жизнь современного человека — стильного и красивого, богатого и успешного. Здесь нет занудного перечисления фактов, цифр и прочей документации из «Википедии». «Без ума от Tiffany» — собрание не энциклопедических справок, а запоминающихся баек, задача которых — создать перед зрителями образ добродушного, доброжелательного, целиком и полностью расположенного к клиентам магазина. Вернее, больше чем магазина: такого же символа американского господства, как и «Макдоналдс» с «Кока-колой». С той лишь разницей, что здесь триста тысяч долларов считаются «приемлемой ценой», а три колечка могут стоить два с половиной миллиона («Кстати, мы принимаем наличные», — сейчас, держите карман шире).
Байки начинаются уже на вступительных титрах. 2 марта 1888 года в Нью-Йорке была страшнейшая снежная буря: погибло сто человек, намело пятнадцатиметровые сугробы. Но Чарльз Тиффани всё равно пошёл на работу — зная его твёрдые правила, так же поступили и все рядовые сотрудники магазина. В тот день им пришлось обслужить лишь одного покупателя, купившего мелочь за 80 центов, но важен сам принцип: Tiffany открыты всегда, кроме выходных и ночного времени.
Исключения возможны, но на особых условиях. Режиссёр Энди Теннант рассказывает, что работая над «Стильной штучкой», был поставлен перед задачей создать «самую лучшую в истории кино сцену предложения». Решение подсказала жена — и в результате в фильме мы видим, как Патрик Демпси посреди ночи приводит Риз Уизерспун во флагманский магазин Tiffany. «Боже мой!» — восклицает та и, разумеется, на всё соглашается.
Кадр из документального фильма «Без ума от Tiffany»
Голливудское кино — лучшее подспорье для доказательства того, что «бриллианты — лучшие друзья девушки». Безумная радость от обладания заветным брюликом охватывает персонажей «Войны невест», «Секса в большом городе» и даже анимационных доисторических «Флинстоунов». Та же Риз Уизерспун в «Друзьях» счастлива, что её сестрица не утащила голубую коробочку; «Тиффани!» — кричит Мэрилин Монро в знаменитой сцене из «Джентльмены предпочитают блондинок». Баз Лурман лично представляет нам кадры из «Великого Гэтсби», а про «Одиннадцать друзей Оушена» говорится и вовсе прямым текстом: это бриллианты для самых красивых людей планеты.
Сквозной линией через весь фильм проходит готовящаяся к очередной церемонии вручения «Оскара» Джессика Бил, которую представители бренда буквально увешивают драгоценностями. Ведь «Оскар» — это не только подведение итогов киногода, но и самое важное событие с точки зрения скрытой рекламы — если вдруг кто не догадывался об этом. Снимки с красной дорожки разойдутся по всему свету, и давно доказано: «Лучшая реклама — ювелирные украшения на знаменитости».
Кадр из фильма «Завтрак у „Тиффани“»
Впрочем, если кто и будет всегда ассоциироваться с брендом, так это Одри Хепберн, чьи слова из легендарного фильма «Завтрак у „Тиффани“» стали заголовком обсуждаемой нами картины. Удивительное дело: киношникам удалось превратить выписанную Труменом Капоте девушку лёгкого поведения в икону стиля. Кстати, сам Капоте хотел, чтобы главную роль играла Монро — она больше походила на героиню по характеру. Но сегодня мало кто уже вспомнит, кем на самом деле была Холли Голайтли — в памяти осталась одна только Одри, воплощение красоты и элегантности.
Ну и Moon River. Великой песне посвящена ещё одна байка — про парочку украинцев, которые пели её с сильным украинским акцентом. «Вы же коммунистами были ещё пару лет назад!» — смеются рассказчики, как будто коммунисты не люди и чужды прекрасного.
Кадр из документального фильма «Без ума от Tiffany»
Главным фетишам Tiffany режиссёр Мэттью Миле отводит отдельные главки. Уже упомянутая нами голубая коробочка («Это что-то действительно особенное»); сам по себе голубой цвет, специально созданный для бренда по тайной формуле; каталоги для заказа по почте; оформление витрин; книга об этикете для подростков; изготовление разнообразных спортивных трофеев. Это всё составляющие «миссии „Тиффани“», согласно которой нет на свете украшений лучше — и каждый должен понимать этого с раннего детства.
Ещё одна байка — про 11-летнего пацана, захотевшего подарить маме кольцо за 176 тысяч, но имевшего реальный доход всего в 50 центов. Не постеснялся мальчик, написал по указанному адресу: мол, что тут можно придумать? Получил вежливый ответ и бесплатные серёжки: компания, конечно, потратилась, зато теперь он их навеки.
Режиссёр Роб Маршалл даёт заценить своё обручальное кольцо — да, от «Тиффани». Когда у Стива Джобса в доме не было мебели, там стоял только торшер — да, от «Тиффани». Когда студия «MGM» решила сделать Джуди Гарленд подарок, то позволила ей выбрать всё, что душе угодно, — разумеется, в «Тиффани». Последние часы Рузвельта были от «Тиффани», и вообще: все «самые выдающиеся люди Америки были клиентами „Тиффани“», если вам это до сих пор непонятно.
Кадр из документального фильма «Без ума от Tiffany»
Бронебойной кувалдой фильм вбивает в своего зрителя несомненную убеждённость в том, что если ты, выйдя сейчас из кинозала, сей же миг не зайдёшь с кошельком в «Тиффани», то ты лох, бедняк и неудачник. И девушки тебя не полюбят, и коллеги осудят, так что лучше застрелись, чем жить босяком дальше. Поэтому если размер вашего банковского счёта заставляет усомниться в благоразумном исходе, то заранее задумайтесь: рекомендовать эту экскурсию в мир богатых людей можно только обладателям стальных нервов, которые смогут бесстрастно оценить чисто художественные достоинства исключительно самой ленты.
А это и лёгкость повествования при несомненном информационном обилии, и многочисленные визуальные находки, и намерено оставленные в кадре непредвиденные (зачастую смешные) неожиданности, и роскошный музыкальный фон, и интересно подобранная хроника (от 25-й церемонии вручения «Оскара» до аукциона драгоценностей Элизабет Тейлор). А также необыкновенно грамотная работа российских прокатчиков касательно перевода: «Без ума от Tiffany» — редкий, даже уникальный для наших краёв случай, когда титры не просто налеплены поверх кадра, а внедрены непосредственно в его пространство; а ведь это не блокбастер, а документальное кино!
Бриллиант и голубая коробочка «Tiffany»
Другой, опять же, вопрос, что делает в наших краях это кино, настаивающее на том, сколь важны те моменты, когда у вас дух захватывает от волнительного волшебства при виде всё той же голубой коробочки. Но не стоит, вероятно, этим вопросом задаваться вовсе: в конце концов, это просто отличный, увлекательный и познавательный фильм — и он хорош не только своей темой, но в первую очередь её практически безупречной разработкой.