Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

СЕРЕБРЯНЫЕ КРУЖЕВА

25 октября 2017
Редакция

Как в Екатеринбурге возрождают ювелирные традиции уральских мастеров

Тонкие линии серебряных нитей огибают благородный камень, то рисуют мелкие петли, то "зернятся", то врезаются в контур полусферами – мастер плетёт ажурные кружева из металла, повторить такие узоры практически невозможно. Поэтому каждая работа – и шедевр, и эксклюзив, и философия.

'''Дорога мастера

– Сегодня машины без труда могут резать дерево, камень, металл, но что из этого выходит? Только человеческие руки способны сделать изделие живым и наполненным смыслом, – говорит Владимир Солодушко, уральский ювелир. – Народные промыслы воспитывают нас и подталкивают создавать что-то от души.

Этот мастер – один из немногих хранителей традиций филиграни, сложнейшей и трудоёмкой ювелирной техники, которая несколько веков назад заставила культурный мир обратить внимание на ювелирное искусство города на Исети. Суть уникальной техники сводится к плетению орнаментов из тончайших металлических нитей и кропотливой пайке элементов – одно неловкое движение, и работа насмарку.

– Есть такое понятие – гордость. В начале образования города здесь были каторжные, беглые, неимущие, ущемлённые, и именно они начинали добывать и обрабатывать камень. Им присылали проекты из столицы, по ним и делались первые изделия. В один прекрасный день им это надоело, и они начали создавать то, что они считали нужным, во что вкладывали душу, – рассказывает мастер. – С такой историей и наследием Екатеринбург вправе сконцентрировать на своей территории народные промыслы как таковые.

Сам Владимир Васильевич – выпускник художественного училища в Кунгуре (сейчас – Кунгурский филиал ФГБОУ ВПО "МГХПА им. С. Г. Строганова") – Альма-матер лучших ювелиров Советского Союза. Более 30 лет он работает с металлом и камнем и до сих пор тепло и благосклонно отзывается о главной ювелирной школе Пермского края.

– В молодости я не имел ни целей, ни взглядов, наслаждался жизнью и ничего полезного не делал. В 1985 году поехал в Пермский край. О каком-то искусстве даже не думал, просто хотел заниматься ювелиркой, чтобы на кусочек хлеба хватало. В художественном училище Кунгура тогда собирались мастера со всего Союза, за три года я многому научился, а потом оставалось только работать, придумывать и развивать, – вспоминает мастер. – В 1988 году приехал в Свердловск. В то время как раз начали появляться коммерческие объединения: люди рабочих профессий брались за камень, начинали с ним работать, тогда-то я и понял, что у ювелирного дела на Урале есть будущее.

Чтобы овладеть основами филиграни, придётся потратить минимум три года, но, говорят, без большой психологической отдачи и усидчивости ничего не выйдет. Ни один 3D-дизайнер не сможет повторить витиеватые линии орнамента, это под силу только человеческим рукам.

Несколько кризисов закрыли практически все ювелирные предприятия в Екатеринбурге. И сегодня главный спрос на ювелирную продукцию в городе – пожалуй, обручальные кольца.

Традиционное ювелирное искусство уральских мастеров – на грани исчезновения. А вместе с ним рискует уйти в небытие целый пласт истории края. И Владимир Васильевич уже не раз предпринимал попытки передать методику другим, чтобы дело уральских мастеров жило и развивалось.

– Невозможно передать мастерство, когда ты ограничен во времени, когда ты занят зарабатыванием денег, это должно быть от души. Когда мерилом всего становится заработная плата, сложно объяснить человеку "сделай так, как будто в последний раз", – говорит мастер. – То, что сегодня происходит в этих стенах Ювелирного дома РМК, я называю очевидным-невероятным. Нам дали пространство для работы, и здесь я могу чему-то научить молодых ребят, а если из 20 человек хоть у одного горят глаза – значит, всё это не зря, и я искренне ему благодарен. Ты можешь получать любое образование за деньги или без, но если у тебя нет желания к самовыражению, то результата не будет.

Икона "Воскресение Христово" (техника: филигрань, литье, финифть, чернение, золочение; материалы: серебро, кость мамонта, жемчуг, природные камни)

Икона "Святые Сергий и Герман Валаамские" (техника: литье, финифть, филигрань, чернение, золочение; материалы: серебро, перламутр, аметист, гранат, жемчуг)

Складень "Рождество Христово" (техника: литье, финифть, чернение, золочение; материалы: серебро, жемчуг, гранат, рубин)

Икона "Тихвинская Пресвятая Богородица" (техника: филигрань, литье, финифть, чернение, золочение; материалы: серебро, жемчуг, топазы, аметист, гранат, хризопраз)

Икона "Архангел Михаил" (техника: филигрань, финифть, литье, золочение; материалы: серебро, жемчуг, аметист, гранат)

Складень "Храм" (техника: литье, финифть, чернение, золочение; материалы: серебро, родонит, гранат, природные камни)

Фотосъёмка ювелирных изделий – Николай Ковалевский

Из истории ювелирного искусства Урала

Доподлинно неизвестно, когда именно зародилось ювелирное искусство на Урале. Мастера города на Исети долгое время работали "вне закона", выполняя индивидуальные столичные и европейские заказы. Официально обрабатывать драгоценные камни и металлы на уральской земле вплоть до конца XIX века было запрещено, хотя именно здесь были открыты их масштабные месторождения. Готовые изделия отправлялись в Москву и Санкт-Петербург, где и клеймились. На рубеже столетий в Казани появился пробирный мастер, который имел право ставить пробу на работах уральцев. И именно тем временем датируются первые ювелирные изделия. В 1901 году государственный закон снял все ограничения, связанные с обработкой камня и драгметаллов. Тогда-то и заговорили об уральской ювелирной школе как таковой.

Руки уральским мастерам были развязаны. Начали активно создаваться ювелирные артели, ассоциации и акционерные общества. Работали в основном с камнями, которые добывались здесь же на Урале, любили демантоиды (уральский гранат), разновидности кварца, аметисты, хризолиты. Металлические элементы не использовались как основные, а лишь подчёркивали в изделиях красоту камня. Со временем его размер в изделиях уменьшался до пластин и небольших по диаметру включений, металла становилось больше, и в работах современных мастеров как раз металл-таки и превалирует.

Филигрань, которая до сих пор считается одной из самых сложных и трудоёмких ювелирных техник, пришла из Центральной России, а зародилась она в посёлке Красное-на-Волге. Ею увлекались мастера столичных городов, такие работы производились на заказ.

В 70-е годы прошлого века в филигранной технике уральские мастера ещё работали, но уже к началу 90-х она стала использоваться значительно реже.

Старые мастера уходят, а вместе с ними исчезают и традиции. С последнего десятилетия прошлого века ювелирное дело уверенно встало на коммерческие рельсы. Сегодня филигрань действительно рискует исчезнуть, не только на Урале, но и в целом в России.

Историческая справка составлена при содействии Музея истории камнерезного и ювелирного искусства (г. Екатеринбург). Кстати, именно здесь можно познакомиться с ювелирными традициями Урала и изделиями уральских мастеров разных эпох.

Продолжение на сайте источника: e1.ru

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом