Модельеры всегда любили золото, желтый металл, который излучает и улавливает свет, как никакой другой материал. «Золото можно использовать в металлических деталях или в вышивках, образующих фризы, свитки, листья аканта, вдохновленные 18 веком и т. д. которые становятся настоящими драгоценностями, подчеркивая воротник, манжеты и талию», — объясняет консультант по модному наследию Джулия Гийон. Золото также может быть обработано тканью, ламе, парчой, что было очень модно в 1950-х/1960-х годах. Но мы часто не знаем, были ли платья сделаны из настоящего золота: «в некоторых описаниях говорится о золотых нитях, а также о бриллиантах и изумрудах, когда они не являются драгоценными камнями... Их следует проанализировать»., — продолжает Джулия Гийон. Золотом можно хвастаться или сиять своим утонченным и культивируемым духом. К тому же золото пропитано историческими и духовными отсылками. Символически насыщеннее цвета нет: он ассоциируется с бессмертием, царями и императорами, Христом...
Золото Balmain
Золото классической эпохи, дворцов и церквей, сильно повлияло на Пьера Бальмена, который назвал модели «Версаль» или даже «Византий». Они предназначены для звезд и принцесс, как те, что сделаны для королевы Таиланда Сирикит или для Эдвиг Фейер, хранящиеся в Музее декоративного искусства (Париж).
Пьер Бальмен (Pierre Balmain) - Комплект вечернего платья-пальто из золотой ткани ламе для Эдвиг Фейер - 1952 © Paris, MAD / Jean Tholance
Пьер Бальмен - Вид со спины, ансамбль вечернего платья и пальто, сшитый для Эдвиг Фейер из золотой ткани ламе - 1952 © Paris, MAD / Jean Tholance
Королева Таиланда Сирикит в золотом платье от Пьера Бальмена, 1965 год © Henry Clarke - Palais Galliera, Paris
В своей линии Оливье Рустен (художественный руководитель дома Balmain с 2011 года) не скупится на золото: в вышивке, в плетении цепочек кожей, в драпированных цепочках, напоминающих нити отделки, которые в 1920-х годах придавали одежде движение. На своих последних модных показах дизайнер произвел впечатление новой обработкой золота, вдохновленной ажурной сеткой яйца Фаберже, предложенной Бертоном Элизабет Тейлор. C золотом, полученным из звена цепи в размере макси и носившимся в качестве верха рядом с кожей, а совсем недавно с золотыми заплатами, пришитыми к белому шерстяному платью, как доспехи.
Balmain от Olivier Rousteing — золото, созданное на основе браслета-цепочки большого размера, который можно носить как топ — весна-лето 2022
Balmain by Olivier Rousteing — Платье из белой шерсти с золотыми металлическими бляшками — зима-весна 2022
Золото Жанны Ланвен
Золото повсюду с Жанной Ланвен, особенно в 1920-е годы, в ее коллекциях очищенное и культивированное золото отражает средневековые и религиозные мотивы. «Это приходит из картин итальянского Возрождения, таких как картины Фра Анджелико, окруженные яркими рамами» , — объясняет Лора Харивель, директор по наследию. Жанна Ланвин в этой работе преуспела: крестильные и свадебные платья из розового золота или слегка зеленоватого ламе, из тюля или шелка усыпаны жемчугом, кристаллами и вышивкой, подсвечены золотыми нитями. "Это ее способ подчеркнуть темные цвета и особенно черный", продолжает Лора Харивель. Это читается в созданном для нее Полем Ирибом логотипе, изображающем ее с дочерью, или флаконом духов «Arpège». В 1930-х годах Жанна Ланвен, больше сосредоточенная на объемах и крое, чем на украшениях, использовала этот цвет только в вышитых кожаных кокетках, чтобы подчеркнуть структуру одежды.
Духи Arpège с изображением на флаконе и коробке логотипом дома Lanvin
Жанна Ланвен - Платье-пальто "La Loge d'Actrice" из золотой ламе и тюля с золотым шитьем - Модель представлена на Международной выставке декоративного искусства 1925 года
Жанна Ланвен - Платье-пальто "La Loge d'Actrice" из золотой ламе и тюля с золотым шитьем - Модель представлена на Международной выставке декоративного искусства 1925 года
Золото Ива Сен-Лорана
«Я люблю золото, это волшебный цвет; для отражения женщины это цвет солнца», — заявил Ив Сен-Лоран. Увлеченный произведениями искусства и ювелирным делом, коллекционер предметов из золота, серебра, вермеля, слоновой кости, кутюрье не перестает исследовать соответствия между искусствами. Он работал с золотом, как никто другой на протяжении всей своей карьеры. От своей первой коллекции, выпущенной 60 лет назад до закрытия дома в 2002 году разнообразие тканей бесконечно: парча, тюль, расшитая пайетками, ламе, кожа и т. д. Выставка в позолоте Галереи Аполлона в Лувре свидетельствует об этом: как прекрасен этот расшитый золотом бархат френча «Разбитое зеркало» (1978)! А эта расшитая золотом и горным хрусталем органза из куртки «Дань моему дому» или даже черный газар, яркая вышивка которого напоминает наряды танцовщиц из Юго-Восточной Азии!
Yves Saint Laurent - Вечернее платье с золотыми блестками и разноцветными драгоценными камнями, представленное в "Gold, les ors d'Yves Saint Laurent" - Коллекция Haute Couture Осень – Зима 1966-1967 © David Bailey / Vogue Paris
Yves Saint Laurent - Набор, представленный на выставке "Gold, les ors d'Yves Saint Laurent" в Музее Ива Сен-Лорана, Париж - 1991 © Yves Saint Laurent - Права защищены
Yves Saint Laurent в галерее Аполлона в Лувре – Жакет из органзы, расшитый блестками и драгоценными камнями – 1981 © Николя Матеус для парижского музея Ива Сен-Лорана
Yves Saint Laurent в галерее Аполлона в Лувре – Жакет Газара, расшитый золотом – 1980 © Николя Матеус для парижского музея Ива Сен-Лорана
Yves Saint Laurent в галерее Аполлона в Лувре — жакет «Разбитое зеркало» из черного бархата, расшитый золотом, серебром и родоидом — 1978 © Николя Матеус для парижского музея Ива Сен-Лорана