Королева Елизавета II, самый долго правящий монарх Великобритании скончалась в замке Балморал, ее доме в Шотландии. Ей было 96 лет, и ей наследует ее старший сын, король Карл III.
70-летнее правление королевы Елизаветы с самого начала было экстраординарным. Родившаяся 21 апреля 1926 года в лондонском Мейфэр, она была первым ребенком герцога Йоркского, второго сына правившего тогда монарха короля Георга V и герцогини Йоркской. Только когда ее дядя король Эдуард VIII отрекся от престола в 1936 году, ее отец стал королем Георгом VI, что сделало принцессу Елизавету предполагаемой наследницей.
Когда ее отец умер в возрасте 56 лет, она заняла трон в возрасте 25 лет, руководя распадом Британской империи и возникновением Содружества Наций. В последующие годы она еженедельно встречалась с 15 служившими ей премьер-министрами Великобритании, от Уинстона Черчилля до Бориса Джонсона. На этой неделе она приветствовала новоназначенного премьер-министра Лиз Трасс, которая назвала ее «камнем, на котором построена современная Британия».
Образ королевы, первого по-настоящему современного монарха, в отличие от ее предшественников, регулярно запечатлевался и распространялся в средствах массовой информации, особенно с появлением круглосуточных новостей и социальных сетей. Ее наряды, часто смелые по цвету и дополненные аксессуарами, такими как ее черная сумка Launer, лоферы Anello & Davide или Ferragamo и ее жемчужное ожерелье из трех нитей, были тщательно изучены во всем мире.
Выбор королевы в моде фиксировался на протяжении всей ее жизни, от ее крестильного платья (по заказу королевы Виктории и принца Альберта для их старшего ребенка, принцессы Виктории) до клетчатой юбки, которую она надела, чтобы поприветствовать своего последнего премьер-министра Трасс. Но, как написала ее подруга детства Алатея Фицалан Ховард в «Виндзорских дневниках», королева Елизавета научилась ценить моду как полезный инструмент при выполнении своих обязанностей.
«За все эти годы по большей части вы не слышали о королеве, мы ее видели», — сказала Элизабет Холмс, автор книги «Его Королевское Высочество: так много мыслей о королевском стиле». «Это просто свидетельство силы моды, что она осознала роль одежды, что она одевалась для людей, которых видела лично, а также для камер».
Королева Елизавета II в Канаде в 2010 году. (Getty Images/Getty Images)
Ей приписывают изобретение концепции «модной дипломатии», акта использования моды как жеста дипломатической доброй воли. Например, во время визитов в Канаду в 1951 и 2010 годах она носила брошь в виде кленового листа, которая сначала принадлежала королеве-матери. И в других бесчисленных поездках за границу она отражала в своем ансамбле цвета флага принимающей страны.
Практика восходит к ее коронационному платью, разработанному британским кутюрье Норманом Хартнеллом. Белое атласное платье герцогини было покрыто замысловатой решеткой, на которой были изображены национальные цветы различных стран Содружества, такие как папоротник Новой Зеландии и протея Южной Африки, а также английская роза Тюдоров.
«Она была одной из первых публичных фигур, которая осознала, что ее мода может посылать сообщения и может использовать моду в гораздо большем масштабе», — сказала королевский эксперт по моде Кристин Росс. «Вместо того, чтобы ее можно было увидеть на одном портрете раз в год, публика могла видеть ее ежедневно».
Она также использовала моду, чтобы отправлять более тонкие сообщения в честь членов семьи, например, носить сапфировую брошь, которую она впервые надела на фотографиях помолвки с принцем Филиппом во время своего ежегодного рождественского обращения в 2021 году, в год его смерти.
Принц Филипп и принцесса Елизавета во время медового месяца, ноябрь 1947 года GETTY IMAGES
Королева Елизавета II во время рождественского обращения, декабрь 2021 года
В последние годы королева стала известна своими яркими монохромными ансамблями, которые носила, чтобы выделяться в толпе, которая так часто окружала ее во время публичных мероприятий. Ее часто цитировали: «Чтобы мне поверили, меня должны увидеть», имея в виду, что быть вне дома и на виду было ключом к будущему монархии.
«У нее была формула, но она не просто носила одно и то же снова и снова», — сказал Холмс. «В рамках этой формулы ей было очень весело. Она играла с цветами, текстурами и украшениями, и ей удавалось быть последовательной и захватывающей в своей моде, что так сложно».
Королева Елизавета II и ее роскошные броши
Столкнувшись с растущим социальным давлением, ее правление также привело к отходу от постоянного позолоченного гламура, который ранее был синонимом королей и королев, с такими предметами, как тиары, которые теперь носили только для официальных портретов и государственных обедов.
Более четверти века ее старшим костюмером и личным помощником была Анджела Келли, дизайнер, портниха и модистка, которая была архитектором многих ансамблей королевы в последние десятилетия ее жизни. Кутюрье Стюарт Парвин также работала королевским портным. «Хотя королева не считает себя иконой моды, я прекрасно понимаю, что многие люди так считают», — написала Келли в своей книге 2019 года «Другая сторона медали», где она подробно описала свою работу в качестве старшего костюмера и вытянула приоткройте занавес на моде королевы. «Она всегда в тренде, задает моду, на самом деле никогда не ошибается, когда дело доходит до выбора нарядов, которые она носит, и черпает вдохновение в классических стилях Dior и Chanel».
В современной индустрии моды ее наследие наиболее заметно ощущается в Премии королевы Елизаветы II в области дизайна, ежегодно присуждаемой Британским советом моды в знак признания многообещающего молодого британского дизайнера, который также продемонстрировал внимание к устойчивому развитию и обществу. В 2018 году, когда награда впервые была вручена дизайнеру Ричарду Куинну, королева посетила его показ на Неделе моды в Лондоне.
Помимо моды, жизнь королевы была обычным явлением в поп-культуре: Хелен Миррен сыграла ее в фильме 2006 года «Королева» и в пьесе «Аудитория», получивших «Оскар» и «Тони». С 2016 года новое поколение людей познакомилось с королевой Елизаветой благодаря популярному сериалу Netfilx «Корона», в котором ее сыграли Клэр Фой и Оливия Колман. У нее также были свои моменты в центре внимания поп-культуры, появившись в видео с актером Джеймса Бонда Дэниелом Крейгом для Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году, а также в недавнем клипе с медведем Паддингтоном для ее платинового юбилея в начале этого года.