Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

ГАЛЕРЕЯ МОСКОВСКИХ ЮВЕЛИРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: И.Д. ЧИЧЕЛЕВ

9 марта 2022
Докучаева Е.Е.

В ювелирном искусстве Москвы второй половины XIX в. фабрика Ивана Дмитриевича Чичелева занимала особое место. Ему поручали ответственные заказы по изготовлению драгоценной церковной утвари, он являлся постоянным экспонентом на всероссийских и всемирных выставках. В отчетах выставок и в периодической печати второй половины XIX в. эксперты пишут о нем как об одном из ведущих ювелиров своего времени. Однако в современных искусствоведческих исследованиях, посвященных московским ювелирным заведениям второй половины XIX в., сведения о фабрике И.Д. Чичелева практически отсутствуют. В связи с этим представляется актуальным ввести в научный оборот архивный материал и отзывы современников о деятельности фирмы, на основании сохранившихся литературных источников дать описание ювелирных произведений (поскольку подлинных изделий сохранилось очень мало), понять особенности формообразования, декорирования и технологических новаций, которые выделяли изделия этой фабрики из многих других. Одной из задач данной статьи является определение роли профессиональных художников в проектировании ювелирных изделий, понимание тех принципов, на которых строились взаимоотношения владельца с художниками. В статье использованы культурно-исторический метод исследования, который позволил представить художественно-стилевой контекст эпохи, а также литературно-аналитический метод, который был применен для анализа и обработки архивных документов и периодической печати исследуемого периода.

Ювелирное заведение Ивана Дмитриевича Чичелева считалось одним из известнейших в Москве во второй половине XIX в., оно специализировалось на изготовлении ювелирных украшений и обработке драгоценных камней. В отчетах о выставках XIX в. указываются разные данные о времени основания этой фабрики. В «Указателе русского отдела Венской выставки 1873 года» говорится, что фабрика была основана в 1815 г., а в «Атласе мануфактурной промышленности» 1872 г. – в 1850. Самым ранним источником, который нам удалось обнаружить, являются сведения из ведомостей 1856 г. «О лицах, производящих ремесло и торговлю золотыми и серебряными изделиями в Москве». В списке, который подавали старосты каждого участка, упоминается «переславский» мещанин Иван Дмитриевич Чичелев1 [1, л. 1]. Возможно, заведение Чичелевых было основано еще его отцом, как торговое в 1815 г., а в 1850 г. Иван Дмитриевич регистрирует ювелирную мастерскую, в это время ему было 23 года. В ведомостях 1860 г. И.Д. Чичелев числится временно московским купцом 2-й гильдии [2, л. 29об.], а с 1866 г. – московским купцом.

Первая выставка, на которой Иван Дмитриевич Чичелев представил свои изделия, была Мануфактурная выставка 1865 г. в Москве. В отчете отмечалось, что Чичелев – мастер до сего времени почти неизвестный – сразу привлек внимание чистотой и тонкостью отделки ювелирных вещей, а также техникой закрепления камней: «Вещи г. Чичелева исполненные по моделям им же сочиненным и прекрасно вылепленные из воска, имеют… отпечаток новизны и свежести в общем характере… в их сочинении нет ничего сложного, ухищренного и придуманного с целью эффектного, поражающего впечатление; они отличаются той изящной простотой, которая в деле вкуса составляет чуть не самый трудный и главный вопрос» [3, с.119]. По итогам выставки Чичелев был награжден серебряной медалью. Вместе с Иваном Дмитриевичем работал его брат Павел Дмитриевич, заслуги которого как сотрудника и исполнителя также были отмечены на выставке, он был представлен к почетной награде [4, с. 229].

На Всемирной выставке в Париже в 1867 г. И.Д. Чичелев представил броши с бриллиантами в виде бабочек. Этот мотив был чрезвычайно популярен в это время в ювелирных украшениях Западной Европы. Если броши Чичелева отметили серебряной медалью, значит, его изделия действительно привлекли внимание чем-то особенным, скорее всего чистотой исполнения и тонкостью отделки [5].

На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге отмечалось: «Соперничество с г. Болиным блистательно выдержала на выставке, сравнительно еще молодая мастерская г. Чичелева, успевшая, однако, уже снискать весьма почетную известность на выставке в Москве 1865 года и Всемирной Парижской 1867 года» [6, с.118].

Эксперты писали о редком техническом совершенстве исполнения ювелирных украшений, особенно в отделке драгоценными камнями, которые размещались непринужденно и легко, но были закреплены незаметно и очень прочно. В витрине Чичелева демонстрировались две диадемы в виде ветки сирени и незабудок. В «Указателе Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года» они значатся как «диадемы бриллиантовые в виде букета цветов» стоимостью 3500 рублей. Важно отметить, что эти украшения были изготовлены по рисункам учеников Строгановского училища: Расторгуева, Козлова и Доброхотова [6, с.227]. Флоральные мотивы также были использованы в декоре бриллиантового колье (стоимостью 4600 руб.) В отчете выставки особо указывалась отличительная черта ювелирных украшений мастерской Чичелева – оригинальность моделей, выполненных в древнерусском стиле. Вероятно, эта оригинальность была во многом обусловлена сотрудничеством фирмы со Строгановским училищем, которое славилось своей приверженностью русскому стилю. В «Указателе выставки…» это колье из орнаментов (5 тыс. руб.). В витрине фирмы И.Д. Чичелева были также представлены бриллиантовые серьги, браслеты, «…рукавники, тельники и кресты в древнем стиле, орденские знаки и пр.» [7, с. 323]. Сообщается также, что мастерская, в которой в это время работало 30 человек, в год выпускает ювелирных изделий на сумму до 75 тыс. руб. По итогам выставки 1870 г. И.Д. Чичелев был награжден золотой медалью.

В 1872 г. Чичелевы жили в Мясницкой части 1-го квартала в доме Голицына. На фабрике в это время продолжали трудиться 30 рабочих и 20 учеников. Оснащение состояло из 8 верстаков, двух токарных станков, одного сверлильного, трех точильных, имелось 3 горна, 3 машины «гильоше», 2 паяльные печи. Годовой оборот составлял 70 000 руб. В Справочной адресной книге за 1873 г. сообщается, что в семье Ивана Дмитриевича было три сына: Сергей (15 лет), Николай (14 лет) и Александр (12 лет). C 1864 г. главным управляющим работами в мастерской был московский мещанин Василий Чичелев, возможно, также родственник Ивана и Павла Дмитриевичей.

Семидесятые годы XIX в. – время расцвета фабрики И.Д. Чичелева. В 1872 г. в Москве состоялась Политехническая выставка, на которой эксперты упоминали И.Д. Чичелева в одном ряду с известными фабрикантами П.А. Овчинниковым и А.М. Постниковым. Вместе с ними И.Д. Чичелев входил в состав депутации, которая поднесла императору Александру II икону Спасителя в золоченом эмалевом окладе, выполненном по рисунку архитектора Д. Чичагова на фабрике П.А. Овчинникова [8, с. 99]. На выставке экспонировались ювелирные изделия в русском стиле, например диадема в виде головной повязки, а также прекрасной работы колье и браслеты. Любопытно отметить, что здесь же Чичелев выставил оборудование, на котором были выполнены эти украшения. Эксперты писали, что их поразила «допотопность» этих машин, не верилось, что столь прекрасные вещи исполнены таким дедовским способом [9, с.627]. Однако ювелирные изделия И.Д. Чичелева были уникальны и славились именно рукотворным мастерством. В статье, посвященной Политехнической выставке, известный критик В.В. Стасов из всех ювелиров выделил именно Чичелева: «Из числа всех золотых дел мастеров один г. Чичелев выставил несколько предметов не рыночных и не магазинных; это были диадемы и серьги с чрезвычайно тонкой и изящной монтировкой, в виде цветов или кистей, где листья и плоды чудесно дрожат на золотых спиралях. Г. Чичелев послал довольно своих отличнейших вещей на Лондонскую выставку (чем он и пленил многие английские сердца), но это не помешало ему найти у себя в мастерских превосходные вещи и для московской отечественной выставки» [10, с. 382]. По итогам Политехнической выставки И.Д. Чичелев был награжден золотой медалью и правом размещать на изделиях Государственный герб России.

Фирма И.Д. Чичелева сотрудничала с другими известными фабриками золотого и серебряного дела. К нему обращались, когда требовалось украсить изделие драгоценными камнями. Примером может служить золотой оклад иконы Ахтырской Божией Матери притча Ахтырского собора Харьковской губернии: «…трудно найти во всем образе даже один посредственный бриллиант, хотя их в венце, в звездах, в короне и других украшениях расположено 2250. Других камней нет. Все вместе бриллианты весят 195,5 карат; кроме их употреблено еще 1088 роз…в самом деле, надо иметь много вкуса, чтобы на таком небольшом пространстве расположить такое количество бриллиантов и роз так, чтобы каждый из них имел вид, игрой своею игрою, точно желая блеском затмить соседа – и все вместе были бы открыты, имели возможность бросать такое огромное количество разноцветных лучей, поражая всякого блеском и игрою» [11, с. 274, 275].

В 1873 г. И.Д. Чичелев принял участие во Всемирной выставке, которая проходила в Вене. Выставленные здесь украшения привлекли внимание коронованных особ, колье и диадему приобрел король Италии Виктор Эммануил. Описание этих украшений и их изображение были помещены в журнале «Всемирная иллюстрация». Диадема выполнена в виде легкой короны, сплетенной из дубовых золотых листьев с прожилками из сапфиров и жемчужных гроздьев, усеянных мельчайшими рубинами. С правой стороны возвышается большой султан в виде страусиного пера, состоящего из золотых усиков, усыпанных, словно капельками росы, мельчайшей бриллиантовой пылью. Бриллианты кажутся парящими в воздухе, так как их оправы совсем незаметны. К диадеме внизу прикреплена изящным жгутом обнизь из свисающих и собранных в гроздь жемчужин. Диадему дополняет красивый золотой гребень, который при желании можно было надевать отдельно. Колье состояло из треугольных, словно переплетающихся между собой золотых аграфов, украшенных жемчугом, сапфирами и рубинами, которые удачно гармонировали с эмалевым узором византийского стиля [12, с. 302]. На Венской выставке Чичелев получил высшую награду – почетный диплом.

Но самой желанной наградой для купцов-фабрикантов было получение звания Поставщика Высочайшего Двора. Еще в 1870 г. Иван Дмитриевич Чичелев подавал прошение о присвоении ему этого звания, но оно было отклонено по той причине, что звание давалось только тем фабрикантам, кто поставлял продукцию ко Двору в течение восьми лет. В 1873 г. Иван Дмитриевич повторно подает прошение уже через императрицу. Обращаясь к ней, Чичелев пишет: «Ваше Императорское Величество! Когда Господь Бог благословил труды мои и когда ювелирные работы русского мастера удостоились в 1867 году на Парижской выставке награды от Комиссии международных экспертов; в 1870 году на Петербургской выставке золотой медалью; в 1872 году на Лондонской международной выставке двумя дипломами за искусство; на Политехнической Московской выставке – Государственным Гербом и золотой медалью; на Венской выставке в 1873 году – присуждена высшая награда. Осмеливаюсь помышлять Всемилостивейшая Государыня в великом для меня счастии, так как изделия мои обратили Высочайшее внимание Вашего Величества, дозволением именоваться ювелиром Двора Вашего Величества. Молитвенная просьба моя, да не будет отвергнута «Покровительницею трудящихся» [13, с. 77].

Несмотря на то, что фабрика И.Д. Чичелева в это время считалась одной из известнейших в России и за рубежом, а ее изделия были высочайшего художественного уровня и технического исполнения, просьбу Ивана Дмитриевича отклонили все по той же причине.

Ведущие фабрики Москвы бронзового, серебряного и золотого дела были привлечены к работам по оформлению храмовых интерьеров. Для храма Христа Спасителя в Москве Чичелев исполнил золоченый архирейский посох с эмалью и три пары брачных венцов [14, с. 152]. Эти изделия демонстрировались на Всероссийской выставке 1882 г. Одна пара венцов была выполнена в древнерусском стиле в виде простого обруча, украшенного эмалевым декором; вторая пара представляла собой такой же обруч, только без эмалей, и третья пара венцов была исполнена в ажурной прорезной технике. На выставке, кроме того, демонстрировались венцы на иконы для Троице-Сергиевой Лавры в русском стиле, декорированные искусственными камнями, которые были выполнены самим Иваном Дмитриевичем Чичелевым.

На выставке можно было увидеть золотой медальон с несколькими потайными «открывами» с эмалевым орнаментом и драгоценными камнями; колье-крест в русском стиле квадратной формы с цепью, украшенные эмалью и драгоценными камнями; изумрудный крест в русском стиле. Упоминаются также диадема-колье, брошь-колье – украшения, которые подробно не описаны, но, вероятно, они являлись своеобразными трансформерами, которые можно было превращать по желанию либо в колье, либо в брошь, либо в диадему. В ансамбль этих украшений входили также серьги. Парюра была выполнена из серого индийского жемчуга с бриллиантами в византийском стиле [15, с.162].

По итогам выставки 1882 г. «за изготовление отличной по изяществу и тщательности работы и своеобразию в применении русского народного стиля ювелирных украшений, за постоянное попечение о дальнейшем усовершенствовании производства и распространении новых образцов типов в ювелирном деле» [16, л.212] И.Д. Чичелев был награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

К этому времени Иван Дмитриевич Чичелев имел следующие награды: золотую медаль для ношения на шее на Станиславской ленте (1868); орден св. Станислава 3-й степени (1874); орден св. Анны 3-й степени (1887); св. Станислава 2-й степени (1879) за участие в выставках Венской, Филадельфийской и Парижской [17, л. 212].

По итогам выставки 1882 г. также были награждены медалью для ношения на шее на Аннинской ленте: Василий Чичелев – главный управляющий работами в мастерских и московский мещанин Семен Алексеев – гравер и эмальер фабрики Чичелева [18, л. 355].

В 80-х гг. И.Д. Чичелев привлекался к работам в Оружейной палате Московского Кремля для реставрации и «поновления» старинных драгоценных изделий. Так, к приезду императорской семьи, Чичелеву было поручено приведение в порядок 700 вещей, которые выдавались из Оружейной палаты в Александровский зал Большого Кремлевского дворца и Грановитую палату. Все работы заняли около трех месяцев и проводились в Оружейной палате. Директор музея Талызин отмечал, что Чичелев прекрасно справился с заданием, восстановил на многих украшениях орнаменты и сделал еще 900 недостающих украшений. В 1885 г. Чичелев отреставрировал серебряные вещи в императорских покоях Большого Кремлевского дворца, а также исторические памятники, которые передавались для хранения в Оружейную палату: два зеркала, часы аугсбургской работы XVII в., серебряные люстры, два серебряных стола с мраморными столешницами [19, л. 14, 17]. Эта деятельность показала, что Иван Дмитриевич был прекрасным реставратором, знатоком русского и западноевропейского ювелирного искусства. Одной из значимых работ Чичелева на этом поприще было изготовление серебряного поддона для одного из ценных памятников Оружейной палаты – стеклянного кубка с крышкой, принадлежащего Петру I. Позже Чичелев сделал еще два поддона к другим кубкам [20, л. 1–3]. Получив в 70-е гг. отказ в присвоении ему звания поставщика Высочайшего двора, Иван Дмитриевич, в 80-е гг. стремится восполнить этот пробел в своей деятельности и активно включается в реставрационные работы, проводимые Оружейной палатой.

Фабрика И.Д. Чичелева выполняла и частные заказы. В 1893 г. на средства П.Г. Медынцевой была изготовлена золотая риза на чудотворную икону Казанской Божией Матери в Казанский собор. Оклад иконы обильно украшен бриллиантами, яхонтами, рубинами. Особенно красив был венец, декорированный четырьмя крупными изумрудами и грушевидными черными жемчужинами. Две бриллиантовые звезды располагались на оплечьях. Рама иконы серебряная, позолоченная, также украшенная драгоценными камнями, среди которых выделяется необычно крупный опал [21, с. 585].

Фабрика Чичелева упоминается в 1894 г. в связи с работами по изготовлению церковной утвари для обновленного храма Благовещения на Житном дворе в Московском Кремле. На фабрике Хлебникова были сделаны хоругви, для которых Чичелев выполнил орденский знак св. апостола Андрея Первозванного 1-й степени с орденской лентой, аксельбантом и кистями. На лицевой стороне хоругви была помещена икона Федоровской Божией Матери, на оборотной стороне – образ апостола Андрея Первозванного и св. Пегасия. Орденский знак располагался под крестом хоругви [22, с. 75].

По-видимому, в 1894 г. фабрикой управляли уже сыновья Ивана Дмитриевича, так как в Торгово-промышленной адресной книге города Москвы за этот год в разделе «Ювелирные фабрики» значатся «Чичелевы-братья» [23, с.921]. Один из сыновей Ивана Дмитриевича – Николай Иванович получил профессиональное художественное образование. В 1889 г. он окончил Петербургскую академию художеств и, как отмечалось в дипломе, «за хорошие познания в живописи, доказанные исполненными им работами и по удовлетворительном выдержании испытания из наук, он, Чичелев, определением Совета Академии, состоявшемся 8 мая 1889 года, удостоен звания классного художника первой степени» [24, л. 4].

В 1896 г. Н.И. Чичелева приняли в Строгановское училище по найму для преподавания декоративного рисования сложных орнаментов и цветов акварелью, «находя знания его по сим предметам вполне удовлетворительными…» [24, л. 5]. В 1913 г. Николай Иванович был зачислен на постоянную должность. Таким образом, он отдал Строгановскому училищу более 20 лет своей жизни.

В ювелирном искусстве Москвы второй половины XIX – начала XX в. фабрика, основанная Иваном Дмитриевичем Чичелевым, занимала по праву одно из главных мест, задавая высокий тон в создании новых по своему замыслу, а также художественно и технически совершенных ювелирных изделий. Заслуга Чичелева состояла в том, что он большое внимание уделял развитию национальных форм и орнаментальных мотивов, способствуя утверждению в ювелирном искусстве России русского стиля, за что неоднократно был отмечен высокими наградами на всемирных и отечественных выставках. Будучи профессиональным ювелиром, Иван Дмитриевич сам создавал проекты ювелирных изделий, однако, понимая необходимость постоянного обновления художественных форм и соответствия художественным запросам своего времени, он привлекал к проектированию ювелирных изделий профессиональных художников, активно сотрудничал со Строгановским Императорским училищем.

Брошь-медальон. Фирма И.Д.Чичелева. Чичелев Иван Дмитриевич (I.Ч.). Москва,1880-е гг. ГИМ

Материалы и техника: золото, бриллианты, рубины, сапфиры, жемчуг, эмаль, чеканка, просечка, скань, гравировка, монтировка, закрепка.

Браслет-манжет. Фирма И.Д.Чичелева. Москва, последняя четверть ХIХ в. ГИМ

Материалы, техники: Золото, рубины, жемчуг, эмаль, монтировка, просечка, чеканка, гравировка, закрепка.

 Примечания

1 ГИА Москвы (Государственный исторический архив Москвы). Ф. 14, Оп. 3. Д. 801. Л. 1.

2 Там же. Д. 917. Л. 29об.

3 РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 472. Оп. 37. Д. С. 16.

4 Там же. Ф. 40. Оп. 1. Д. 35. Л. 212.

5 Там же.

6 Там же. Л. 355.

7 РГАДА (Российский государственный архив документальных актов). Ф. 1239. Оп. 3. Д. 23899. Л. 14, 17.

8 Там же. Д. 26560. Л. 1–3.

9 РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Ф. 677. Оп. 1. Д. 9806. Л. 4.

10 Там же. Л. 4.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. О выставке мануфактурных произведений в Москве 1865 года. – СПб., 1867.

2. Приложение к журналу «Мануфактур и торговли». – М., 1866.

3. Киттары, М.Я. Всемирная выставка 1867 года в Париже. – СПб., 1867. – LXXVIC

4. Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге. – СПб., 1871.

5. Указатель Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в Санкт-Петербурге. – СПб., 1870.

6. Всемирная иллюстрация. – Т. 8. – СПб., 1872.

7. Народная ремесленная газета. – № 16. – М., 1872.

8. Стасов В.В. Художественные заметки о политехнической выставке в Москве // Собрание сочинений. В.В. Стасов. 1846–1886. – Т. 1. – М., 1894.

9. Всемирная иллюстрация. – Т. 7. – СПб., 1872.

10. Всемирная иллюстрация. – Т. 10. – СПб., 1873.

11. Мостовский М.С. История храма Христа Спасителя в Москве. – М., 1884.

12. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года. – М., 1882.

13. Московские церковные ведомости. – М., 1893. – № 44.

14. Московские церковные ведомости. – М., 1894. – №5.

15. Торгово-промышленная адресная книга города Москвы. – М., 1894.

Источник: Архитектон: известия вузов. – 2018. – №4(64)
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом