Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Буколическая поэзия украшений эпохи модерна

25 марта 2022
Лаура Ингирами

 

Frances MacDonald, "Весна",1900-1905 гг.

Последнее десятилетие девятнадцатого века ознаменовалось рождением ар-нуво -  художественного движения, которое быстро распространилось практически по всей Европе и Соединенным Штатам, в каждой из стран приняв  собственное название  (Liberty в Италии, Modern Style в Великобритании, Jugend-stil в Германии). 

Несмотря на столь широкое международное распространение, главной страной этого стиля всегда оставалась Франция. Стиль  Ар-нуво породил новую концепцию свободного искусства в ответ на то, что воспринималось как упадок эстетического вкуса, возникшего  из-за прогресса индустриализации. В основном это касалось архитектуры и прикладного искусства, но дизайн ювелирных изделий также претерпел большие изменения. Как утверждает Эвелин Поссеме:«Ар-нуво — это поистине тотальное искусство, но одним из величайших триумфов той эпохи являются ювелирные украшения».

Tiffany & Co., брошь "Ирис", 1900-е гг.

Розы, орхидеи, ирисы, маки, лилии, бабочки, стрекозы, кузнечики, пчелы, павлины, змеи составляли буколический образ драгоценностей, выполненных в  стиле модерн. Ювелиры, по сути, были вдохновлены величием и романтизмом мира природы, и в то же время они были очарованы быстротечностью и хрупкостью ее красоты. Они исследовали природу как никогда раньше и имитировали ее мельчайшие  детали. По словам Люсьена Фализа, одного из самых известных ювелиров того времени, ар-нуво представлял собой «возвращение к природе… чтобы напомнить нам, что у нас тоже есть небо, поля, леса, воды, изобилующие птицами, цветами, травы, насекомые и разноцветные рыбки».

Пол и Анри Вевер, Подвес "Сильвия", 1900-е гг. Золото, агат, рубины, бриллианты, эмаль

Тема женственности также широко исследовалась и прославляласьхудожниками в стиле модерн, которые вдохновлялись эпохой Возрождения для своих творений. На самом деле, драгоценности того времени часто видели великолепные женские тела, изображенные волнистыми и плавными линиями, в виде нимф или молодых девушек с длинными волосами и тонкими и нежными чертами лица. Жемчужина в стиле модерн интерпретировала женское тело как произведение искусства природы и возвышала его аспекты грации, элегантности и чувственности.

 

В центре: Пол и Анри Вевер, подвес  Le Réveil, 1900 г., золото, слоновая кость, бриллианты, барочный жемчуг и эмали

справа и слева: Маргарет Макдональд, вышитые панно, 1902 г., шелк, бисер, льняная основа

 

В мире, где ювелирные изделия все чаще выпускались в промышленном способом  большими тиражами, модерн вернул художественное мастерство в центр внимания. В этот период  художественные украшения  фантазийных дизайнов становились все более  важными. Ценность этих творений определялась уже не только драгоценностью материалов и камней, из которых они были сделаны, но и творчеством человека, создавшего их. Часто выбирались такие материалы, как слоновая кость, черепаховый панцирь, стекло и рог. Драгоценные камни были размещены в одном изделии  рядом с полудрагоценными камнями и поделочными камнями. «Искать красоту — более достойная цель, чем демонстрировать роскошь» — это слова Рене Лалика, самого новаторского и революционного среди ювелиров того времени.

Благодаря своим работам, которые исследовали таинственный аспект мира природы, а также работам, в которых фантастическим и воображаемым изобюраженным фигурам придавалось символическое значением, Рене Лалик, безусловно, был главным героем Всемирной выставки 1900 года в Париже, столице ар-нуво. Мероприятие, в котором приняли участие такие громкие имена, как Boucheron, Tiffany & Co., Fabergé, Vever, Fouquet, привлекло участников со всего мира и официально провозгласило пришествие ар-нуво. Новый стиль проявил на сей раз всю свою красоту и утонченность.

Модерн просуществовал недолго, так как его развитие было резко прервано началом Первой мировой войны в 1914 году. После войны извилистость и поэтичность этого стиля сменились геометрическими и простыми линиями ар-деко, вдохновленными жесткостью городов и небоскребов. Мир изменился. Однако модерн представлял собой первый шаг к современности. Не случайно Рене Лалика, главного героя  этого стиля, называют «изобретателем современных украшений». И подобно вспышке, мгновенно падающей на землю с неба, модерн с его напряженным и сложным художественным произведением оставил неизгладимый след в истории ювелирного искусства, изменив ее навсегда.

Эжен Самуэль Грассе, брошь

Рене Лалик, браслет на щиколотку «Летучие мыши», 1898–1899 гг. Золото, полупрозрачная эмаль по золоту, алмазы огранки «роза», опалы.  ADAGP, Париж, фото Жан Толанс для MAD

 

Рене Лалик, кольцо "Летучая мышь", Париж, около 1898 г. Серебро, голубая полупрозрачная эмаль, лунный камень, золото.  ADAGP, Париж, фото Жан Толанс для MAD

Пол и Анри Ревер , подвес, 1900 г., золото, топаз, жемчуг, эмаль

 

Рене Лалик.  Кулон   «Голова женщины с двумя цветами мака», около 1898-1899 гг. Золото, белый халцедон, эмаль, жемчуг

 

Рене Лалик, брошь "Осы в терновнике", 1900 г., золото, эмаль, стекло

Рене Лалик, брошь-подвеска "Ласточки", 1906-1908 гг.  Золото, бриллианты, эмаль

Фото: madparis.fr

Источник: orafoitaliano
Читайте также
Имена: Огюст Пейру  (Auguste Peyroulx)
Искусство
Имена: Огюст Пейру (Auguste Peyroulx)
11 апреля 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом