Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Драгоценный путь Данте: «Божественная комедия» в драгоценностях

5 апреля 2022
Райнальдо Перуджини

 

 

 

Архитектор, профессор университета и историк архитектуры Райнальдо Перуджини о выставке:

— На протяжении всей истории комедия Данте Алигьери была предметом различных интерпретаций и излюбленным предметом разного рода «перечитываний», затронувших многие области искусства и знания. Наряду со знаменитыми аллегорическими иллюстрациями, начиная от Боттичелли и заканчивая Гюставом Доре, есть одна очень специфическая, которую я мог бы назвать «инструментальной» — она пришла мне в голову, когда я наблюдал за организацией этой новой выставки работ Диего Перкосси Папи.

Это два образа, один из которых посвящен аду, а другой — небу, содержащиеся в произведении эпохи Возрождения: Thesaurus artificiosae memoriae Космо Росселли, изданном в Венеции в 1579 году как трактат об искусстве памяти, или Ars Memorativa, как было определено в время.

Что такое искусство памяти? Первоначально это была система, используемая ораторами в классической древности для запоминания различных частей речи, которые они должны были произнести публично, поэтому они представляли, что следуют по маршруту, который мог быть реальным. Впоследствии эта «практическая» функция стала пересекаться с функцией способа философской медитации.

Действительно, на этой выставке работа Диего Перкосси Папи предстает как приложение «Искусства памяти». Действительно, мы находим маршрут, разделенный на три части, относящийся к различным «местам» Данте, через который посетитель встречает фигуры и украшения высокой символической ценности, некоторые из которых «носят» статуи человеческого размера, тесно связанные с песнями Данте. Эта работа визуально удивительна благодаря своим характеристикам.

Не случайно путь указывают три символические фигуры.

Первый — Харон, который представляет на выставке и Комедию, и Адский зал, а Эринии и Минотавр появляются как «стражи» у входа во вторую комнату, посвященную Чистилищу.

Харон:

 

97  Недвижен стал шерстистый лик ужасный
        У лодочника сумрачной реки,
        Но вкруг очей змеился пламень красный.

 

109  А бес Харон сзывает стаю грешных,
        Вращая взор, как уголья в золе,
        И гонит их и бьёт веслом неспешных.

 

Эринии:

Где вдруг взвились, для бешеной защиты,
        Три Фурии, кровавы и бледны
        И гидрами зелёными обвиты;

40  Они как жёны были сложены;
        Но, вместо кос, клубами змей пустыни
        Свирепые виски оплетены.

43  И тот, кто ведал, каковы рабыни
        Властительницы вечных слёз ночных,
        Сказал: «Взгляни на яростных Эриний.

46  Вот Тисифона, средняя из них;
        Левей — Мегера; справа олютело
        Рыдает Алекто». И он затих.

 

 

 

 

Минотавр:

   А на краю, над сходом к бездне новой,
          Раскинувшись, лежал позор критян,

13  Зачатый древле мнимою коровой.
          Завидев нас, он сам себя терзать
          Зубами начал в злобе бестолковой.

49  О гнев безумный, о корысть слепая,
        Вы мучите наш краткий век земной
        И в вечности томите, истязая!

Зависть:

Здесь единственная доминирующая фигура — Беатриче, приглашающая посетителей в третий зал, посвященный Раю. Такого рода тематические тотемы окружены информационными панелями, поясняющими символическую связь между произведениями студии Percos Papi, хранящимися в витринах, украшающих маршрут, и различными частями текста Божественной комедии, которым они посвящены. Показательно и то, что сами украшения были призваны по-своему интерпретировать текст Данте. Прекрасными примерами в этом отношении являются браслет Харона или Змеи зависти в Чистилище. Есть также небесные отсылки к драгоценностям в раю с присутствием луны и звезд, а также с символическим участием Генриха VII, призванного восстановить «хорошее управление» в Италии. Он представлен короной и двуглавым орлом в центре зала. В конце пути находится образ Девы Марии на троне, изображенный на фреске Маэста (Величие), расположенной в Палаццо Пубблико в Сиене, которая символически замыкает аллегорический маршрут.

Если верно, что идея «маршрута» характеризует саму концепцию выставки, то представленные драгоценные произведения, дополненные персонажами «Божественной комедии», призваны постепенно поместить посетителя в мир, подобный миру Данте с помощью пояснений на  панели, завершающей выставку, где история, знания и символы дополняют друг друга. И на этом аллегорическом пути украшения Diego Percos Papi с их выразительной силой играют роль агентов воображения мнемонической традиции, создавая тем самым атмосферу того, что мы могли бы назвать воспоминанием Данте.

Диего Перкосси Папи с семьей

Подробнее о выставке: https://www.italienspr.com/il-prezioso-cammino-di-dante/

Читайте также
Имена: Огюст Пейру  (Auguste Peyroulx)
Искусство
Имена: Огюст Пейру (Auguste Peyroulx)
11 апреля 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом