Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Мелани Грант: между «большим» искусством и ювелирным искусством

27 апреля 2022
ФЕДЕРИКА ФРОЗИНИ

Фото: Venice Biennale of Architecture 2016

Лалик был художником по стеклу и одним из предшественников ювелирного искусства в стиле модерн. Дали, в дополнение к своим живописным шедеврам,  воплощал свою сюрреалистическую душу в украшениях, что способствовало определению фундаментального момента в истории современного ювелирного искусства. Отец Климта был ювелиром и твердо верил в равенство творчества всех художников. Если нет никаких ограничений или условностей, когда речь идет о художниках в мире искусства, почему до сих пор так сложно определить того, кто создает только украшения, как художника? Сколько и какие критические вопросы необходимо решить, чтобы можно было, наконец, говорить о равенстве творчества в ювелирном деле?

 Эти вопросы мы задали  Мелани Грант, автору книги «Желанное. Искусство и инновации в высоком ювелирном искусстве». 

- «Вопрос, который часто задают, а именно, когда ювелирное изделие является синонимом искусства, включает в себя три фактора, которые представляют собой реальные барьеры на пути, по которому ювелирное изделие должно пройти, чтобы достичь Олимпа художников изящных искусств: внутренняя ценность материалов; идея драгоценности; восприятие того, что можно определить как драгоценное. 

Начнем с самого начала. Со времен Древнего Египта золотые украшения всегда ассоциировались с идеей валюты, ценность которой определяется используемым материалом. Таким образом, первое реальное препятствие, с которым сталкивается ювелирное изделие, связано с тем, что оно всегда оценивается в зависимости от количества золота и содержащихся в нем камней. Подход, который принижает саму его суть, особенно по сравнению с тем, как мы рассматриваем картину: кто-нибудь когда-нибудь спрашивал, сколько стоят холсты и краски, прежде чем оценить их художественную ценность? 

Затем возникает ощутимая проблема иерархии: универсальный художник — это тот, кто рисует или создает скульптуры, в то время как трудно представить себе того, кто проектирует и делает уникальное украшение как таковое. 

Наконец, третий барьер — это отсутствие смысла, потому что многие ювелирные изделия предназначены для того, чтобы быть продуктом, ориентированным на количество и выполняющим просто декоративную функцию, предназначенную для украшения. 

Концепция равенства творчества должна начинаться с анализа этих трех факторов, с предположения, что все художники равны и что разнообразие заключается только в том виде искусства, которому вы выбрали следовать. Вы художник, если вы производите что-то с художественной целостностью, даже если вы создаете только украшения». 

Источник: vo-plus
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом