Мы выбрали для иллюстрации некоторые из жемчужин ювелирных коллекций, созданных исключительными ювелирными дизайнерами, работающими, примерно, с 1925 по 1960 годы. Каждый из этих художников стал культовой фигурой своего времени, а их творения навсегда вошли в историю ювелирного искусства.
Итак, начинаем: Сюзанна Бельперон
Сюзанна Бельперон является одним из самых креативных дизайнерских талантов ХХ века. Приехав в Париж в 1919 году после успешного завершения учебы в Школе изящных искусств в Безансоне она устроилась дизайнером в фирму Рене Буаве. Спустя какое-то время она заслужила высокую репутацию, занимаясь дизайном украшений, в которых сочетала драгоценные и полудрагоценные камни, что для того времени было совершенно необычным явлением.
Согласно традициям той поры, украшения, выпускаемые ювелирными домами, не имели авторства – т.е. создатель (дизайнер) крашений не был известен публике. Такое положение не устраивало Сюзанну, и в 1932 году она покинула фирму Рене Буаве. Спустя месяц Сюзанна Бельперон принимает предложение знаменитого парижского продавца жемчуга Бернарда Герца и и стала «полномочным художественным и техническим руководителем» компании Herz.
Благодаря оригинальным произведениям Сюзанн Бельперон, которая к тому времени уже пользовалась блестящей репутацией в художественном мире во Франции и за рубежом, фирма Бернара Герца приобретает международное признание. Произведения Бельперон почти ежемесячно представляются на страницах журналов высокой моды Вог и Харперс Базар.
В своих изделиях она несколько смягчила геометрическую эстетику ар-деко, обратившись к материалам и дизайнерским решениям, которые до этого не использовались в ювелирном искусстве. В 1930-е годы стиль Бельперон казался авангардным, иногда странным. Асимметрия, использование хрусталя или жемчуга в одном украшении с бриллиантами, а платины и палладия наряду с золотом — сегодня это не кажется чем-то необычным, но Бельперон была первой, кто стал так делать.
Во время Второй мировой войны Сюзанна была арестована вместе с партнером, Бернаром Герцем, за то, что их компания носила еврейское имя. Бернар Герц был отправлен в Освенцим, Позже Сюзанн не раз предлагали покинуть оккупированную Францию, в том числе приглашали работать для американской марки Tiffany & Co. Она осталась в Париже и впоследствии была награждена орденом Почетного легиона за участие в Сопротивлении. Уже после войны Бельперрон вместе с сыном Герца Жаном (сам Бернар войну не пережил) перерегистрировали фирму как Herz-Belperron, компания просуществовала до 1974 года. Сюзанн Бельперрон скончалась в 1983 году. В отличие от многих своих сверстников ее работы вне времени — они и сегодня свежи и современны — как и на заре ее карьеры, в 1925 году. Сюзанна Бельперон за свою пятидесятилетнюю карьеру оставила нам в наследство одни из самых вдохновенных и прекрасных предметов ювелирного искусства ее века.
Обручальное кольцо Сюзанны Бельперрон
Кольцо «Инь-Ян» Сюзанны Бельперрон из чеканного желтого золота с фантазийным ярко-желтым бриллиантом весом 4,67 карата, 1923 год. При оценке в 80 000–100 000 евро оно было продано в 2013 году за 217 500 евро. Изображение: Artcurial.
Колье Barbare из 18-каратного золота с бриллиантами круглой огранки, 1930-е годы, в сопровождении сертификата от Оливье Баруана. Изображение: Sotheby's.
Серебряное кольцо-печатка с кабошонами из аметиста ступенчатой огранки и хризопраза (клеймо Groené and Darde) с сертификатом Оливье Баруана, подтверждающим, что это творение Сюзанны Бельперрон примерно в 1933–1937 годах.
Эскиз обложки жургала "Вог" и изображением украшений Бельперрон, 1934 г.
Набор украшений 'Leaves' от Suzanne Belperron с резными листьями аметиста, рубинами кушон и овальной формы, бриллиантами старой и одинарной огранки, из 18-каратного золота и платины, около 1936 г., с клеймом производителя Groëné et Darde для B. Herz. Продано за 507 000 долларов в декабре 2019 года. Изображение: Christie's Images Ltd.
Пара клипс Spire: одна из 18-каратного белого золота и платины с полуограненным бриллиантом и бриллиантами классической огранки, вторая из 18-каратного желтого золота с желтыми, коричневыми бриллиантами или бриллиантами мадеры. Около 1938-39 гг. Клеймо Groené & Darde с сертификатом Оливье Баруана. Оцененные в 40 000–50 000 евро, она была продана за 105 920 евро в июле 2016 года. Изображение: Artcurial.
Брошь; розовый кварц, рубины, изумруды, сапфиры
Брошь. Белое золото, халцедон, сапфиры, аметисты, бриллианты. 1932-1955 гг.
Брошь, 1945 г, золото, сапфиры, бриллианты.
Скульптурные формы украшений Бельперрон предвосхитили современный дизайн, и, как и Шанель, она показала, что высокий стиль может исходить из простых, а не причудливых элементов.
В произведениях Бельперрона всегда присутствует безошибочное чувство меры. Брошь из хрусталя и бриллиантов, 1932 г.
Браслет из золота и бриллиантов
Пара подвесок-сережек из 18-каратного белого золота, состоящих из матового горного хрусталя, элементов из платины, бриллиантов и мелкого морского жемчуга. При оценке в 15 000–20 000 евро он был продан за 255 000 евро.
Кафф из 18-каратного чеканного золота, украшенный овальными цитринами, примерно 1955–1970 гг.
Еще один пример дизайна Сюзанны Бельперрон