Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ювелирное прочтение картины Пьеро делла Франчески

24 июня 2022
Татьяна Самойлова

Пьеро делла Франческо. Алтарь Монтефельтро. 1472—1474; Дерево, темпера, масло. 251 × 173 см; Пинакотека Брера, Милан

Картина написана в 1472–1474 гг. для церкви в Урбино по случаю рождения долгожданного наследника герцога и смерти любимой жены Батисты Сфорца, не пережившей родов. Сегодня она  хранится в Пинакотеке Брера, Милан.

На картине изображены тринадцать фигур: Мадонна, Младенец Иисус, шесть святых, четыре ангела и заказчик, Федерико да Монтефельтро, стоящий на коленях справа в своих сияющих доспехах. Все действующие лица находятся внутри храма. Художник изобразил помещение с экстраординарным эффектом перспективы, подчеркнув ее светом, исходящим слева. Заметим на заднем плане апсиду с изящным орнаментом из ракушек, с которой свисает страусиное яйцо. Мадонна восседает на низком троне, поставленном на помост; милая и таинственная с молитвенно сложенными руками, а Младенец спит у нее на коленях, окружающие его святые и ангелы, как бы с грустью размышляют о судьбе этого ребенка, рожденного для принесения в жертву…

Алтарная картина написана по иконографии Святого Собеседования, когда в центре картины изображается Богоматерь с младенцем в окружении святых, покровительствующих семье заказчика, ангелы и как правило, коленопреклоненный донатор, в нашем случае — герцог Урбинский. На шее младенца Христа висит коралловое ожерелье. В христианской эсхотологии, связанной с фигурой Спасителя, коралл символизирует пролитую кровь Христову, Страсти, смерть и Воскресение…

Пьеро делла Франческа, Портрет Федерико да Монтефельтро и Батисты Сфорца. Ок. 1465; дерево, темпера, Уффици, Флоренция

Тот самый наследник. Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Мишель Онг захватила история создания картины, в которой воплощены жизнь и смерть — как в земной жизни, так и в Небесной. Она воплотила в своей работе духовную силу и повествовательный магнетизм, исходящие из картины и, конечно же, главную тему — рождение Христа. Вот что говорит Мишель о своем творении: «Я представляла себе предмет, который точно интерпретировал бы символику произведения: алтарь и яйцо как символы нового начала; цепочка красных бусинок вокруг младенца Иисуса, указывающая на жизнь, смерть и искупление».

Для ожерелья автор выбрала бриллианты, выступающие символом покоя, центральный рубин символизирует страсть, добродетель и веру. Оформление нитки ожерелья, распределение малых бусин и более крупных разделителей отсылают нас к Розарию — католическим четкам и связанным с ними циклом молитв. Стоит также отметить, что страусиное яйцо, изображенное на картине Пьетро делла Франческо в верхней ее части согласно средневековой легенде символизирует девственное рождение.

Источник: Русский Ювелир
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом