Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Украшения-трансформеры

10 июля 2022
Анастасия Яворская

Украшения-трансформеры — изобретение не этого века и даже не прошлого. Колье, превращающиеся в тиару, часы, мимикрирующие под браслет, кулон, который одновременно еще и брошь, — в этом году сложные драгоценности стали основой многих коллекций haute joaillerie, но интерес к ним стабильно высок уже несколько столетий. 

Ювелирная история имеет свои конкретные даты. До 1889 года, когда сокровища французской короны были выставлены на аукцион, бриллианты и другие драгоценные камни были доступны только представителям королевских семей и высшей знати. То есть отсчитывать современную историю драгоценностей, в том числе и трансформеров, которые мог при желании купить себе любой, у кого на это были деньги, нужно именно с этого года.

«Первые трансформеры появились в период позднего Возрождения, — рассказывает культуролог Наталья Филатова, — чуть позже в кольца и подвески добавились простейшие механизмы — «секреты». Самые распространенные — превращение подвески в брошь и украшение для волос. Период барокко отличался разнообразием сложных корсажных брошей, которые «легким движением руки» разделялись на множество частей, и их можно было носить самым разнообразным образом — подвески en pampille обычно просто отстегивались. Период рококо ввел моду на ожерелья-ривьеры, разделяющиеся на отдельные кластеры, которые могли становиться чем угодно — от пуговицы до броши-застежки, подхватывающей пышный рукав».

Экономика играла не последнюю роль во всей идее украшений-трансформеров. «В основе этой идеи экономики больше, чем дизайна, — подтверждает Наталья Филатова. — Рациональная история, когда крупное украшение становится несколькими мелкими, была крайне популярной на протяжении нескольких веков. Точно так же тиара — обязательный и крайне дорогостоящий элемент большого света — крайне редко носилась только как тиара и чаще легко разбиралась на две или три броши для корсажа — для менее торжественных выходов. Во второй половине XIX века (около 1880-х годов) крупные броши стали создавать не с повторяющимся мотивом, а сюжетными, и разделялись они уже не на несколько одинаковых (или очень похожих) маленьких брошей, а, например, на цветок и бабочку.

 

Тиара-ожерелье с бриллиантами, последняя четверть XIX века

Моя любимая находка ювелиров в украшениях-трансформерах — это тиары-ожерелья. Их пик пришелся на конец XIX — начало ХХ века, вплоть до 1910 года, когда они окончательно вышли из моды (везде, кроме Лондона, где сохранялись еще до 1960-х годов). В районе 1910 года появились гибкие тиары-бандо, которые носили как ожерелья-чокеры, браслеты, броши, но не уверена, что в этом случае можно называть их трансформерами, скорее, это пример мультифункционального использования».

Ювелиры руководствовались и другими соображениями. «В Викторианскую эпоху делали серьги, в которых бриллианты помещались в специальные черные чехлы-шарики, — рассказывает эксперт ювелирного рынка Елена Веселая. — Путешествующие дамы при этом не рисковали привлечь внимание разбойников. В Эдвардианскую эпоху (Belle Époque) было много таких вещей — колье, превращавшиеся в тиару, отстегивающиеся детали, броши-браслеты и тому подобные вещи. В эпоху ар-деко их тоже было достаточно — существовала мода на double clips, броши, разнимающиеся на две и иногда превращающиеся в браслеты. Очень много хитроумных приспособлений было у René Boivin. А для герцогини Виндзорской, для которой придумали колье-молнию (колье-браслет Zip — молния, созданная фирмой Van Cleef & Arpels в 1954 году. Молния в закрытом состоянии — браслет, а в открытом — эффектное колье. — Прим. ред.), Cartier сделали браслет-пантеру, который можно было носить как брошь на плече».

 

Брошь-трансформер, Van Cleef & Arpels 

«Что касается моды, она всегда идет витками, — продолжает Елена Веселая, — в современных условиях трансформер не слишком удобен — ритм жизни ускорился, никому не приходит в голову разбираться в сложных механизмах. Кроме того, мелкие части трансформера часто теряются — условия и характер хранения драгоценностей тоже изменились. Однако бренды все равно делают трансформеры, так как для них это возможность продемонстрировать преемственность традиций мастеров прошлого. И уж конечно, это история совсем не о привлечении внимания миллениалов. Для богатой молодежи делаются вещи сравнительно недорогие, но с символичным наполнением — love, juste in clu, perle».

Как и двести лет назад, сейчас нельзя сказать, что появление трансформеров — это условная мода. И тогда, и сейчас для больших ювелирных домов создание таких сложных штучных украшений — это возможность показать ювелирное мастерство, свои инженерные находки и особо редкие камни. И, как и двести лет назад, покупатели трансформеров ценят украшения, как ни странно, за практичность и мультифункциональность, несмотря на высокий ценник. 

Эффектная брошь-булавка, серьги-шандельеры и массивное кольцо с крупным бриллиантом по центру, регулируемые подвески — это все части колье Flocon Impérial, которое, по задумке креативного директора марки Клер Шуан, должно показать красоту русской зимы:

 

 

Колье-трансформер Boucheron «Имперская зима»

Ожерелье-брошь Cartier

 

Надя Менделевич, ювелирный редактор Vogue.ru, геммолог и куратор частных ювелирных коллекций: «Украшение-трансформер изначально — история про этикет. Настолько строгий, что он диктовал даже такие труднорегулируемые вещи, как интенсивность впечатления, которое производят драгоценности. Этикет — часть легенды вокруг аристократов и монархов. Украшения-трансформеры сейчас появляются в основном в жанре haute joaillerie или (у сильных в этом же жанре марок) в Fine Jewelry именно потому, что те используют в работе собственное наследие и прошлое, которое всегда было тесно связано с заказами титулованных и знатных семей. Современные драгоценные трансформеры, как правило, сейчас покупают представители new money — родовитые персонажи охотятся за старинными вариациями, которые продают антикварные ювелирные галереи и аукционные дома».

Но о чем же тогда говорит интерес new money к трансформерам? Скорее всего, о том, что им требуется что-то, что больше, чем деньги, продемонстрировать которые сейчас легче, чем когда-либо. «Когда у тебя нет своих собственных легенд, ты стремишься купить чужие. И вот тут наступает момент, когда ты потратил пару миллионов на колье Cartier, а оно лежит в сейфе с возможностью выгула пару раз в год — на гала-вечер или другое закрытое мероприятие. Но если это же колье разбирается на серьги, брошь и кулон, в которых легко можно отправиться на обед с подругой, то радость от обладания сокровищем будет полнее. Такие серьги можно носить каждый день  и не бояться быть «слишком нарядной» и вообще too much, а это, по сути, главный страх new-money-персонажей. И если в начале 2000-х было достаточно одного факта владения внушительной тиарой Cartier, то сейчас есть интерес не только владеть, но и напоминать об этом сережками, которые формируют ее крайние зубцы. На мотивации могут влиять и соцсети, «не показал = не существую», — рассказывает Надя Менделевич.

Как ни странно, несмотря на кризис и определенную усталость от открытости и соцсетей, большая часть потребителей еще имеет силы и желание демонстрировать свой успех через ювелирные изделия. А стилистическая расслабленность и поощряемая возможность носить худи в комплекте с крупными бриллиантами делают такие украшения очень популярными. «Когда нет четких границ дресс-кода, то возможность видоизменять украшение и превращать его либо в основную, либо в важную вспомогательную деталь облика — весьма полезное свойство аксессуара, — делится наблюдениями Наталья Филатова, культуролог. — Плюс многофункциональность — отличная основа для сторителлинга, который в последние годы стал важнейшим маркетинговым инструментом — не важно, компания вы или человек».

Источник: theblueprint.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом