Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Жан Вандом (Jean Vendome)

11 августа 2022
Редакция

Родившийся в 1930 году, Оган Тухдарян, известный как Жан Вандом начал обучение в мастерской своего дяди-ювелира в возрасте 13 лет. В 18 лет он открыл собственный ювелирный магазин. Он воспользовался возможностью научиться ювелирному делу у Дины Левел в Национальном институте геммологии в Париже и прикрепил свои рисунки к стенам своего военного кабинета в Орлеане. Эти рисунки видит директор Школы изящных искусств, когда наносит визит генералу и убеждает последнего отпустить юношу на курсы в свое заведение.

Jean Vendome, колье выполнено из клешни краба и лазурита

Jean Vendome, кольцо S, 1966 г, белое золото, бриллианты и аквамарин. Частная коллекция. Фото Бенджамин Челли

Любовь к необработанным камням и органическим материалам

В 1956 году он захотел создать украшение для своей будущей жены. Поскольку у него нет средств на бриллианты, он вынимает из своего аквариума бериллы, турмалины и другие полудрагоценные камни, которые в то время ничего не стоили. И создает для нее брошь, которую с юмором назовет «Mal Pavé» (парижская мостовая). С этого момента он начинает использовать в  украшениях необработанные драгоценные камни и органические материалы (от жемчуга до панциря крабов). 

Нарушая общепринятые нормы, он отдает предпочтение красоте объекта, не придавая большого значения качеству камней. Наоборот, поскольку драгоценный камень имеет включения, его уникальные характеристики представляют собой прекрасную почву для творчества.

Драгоценность становится удобной для носки скульптурой, произведением искусства, поиском лазеек, блеском цветов и текстур. Жан Вандом — алхимик-ювелир, оставивший след в ту эпоху, когда он также общался с величайшими интеллектуалами своего времени.

Jean Vendome, брошь Mal Pavée, 1955 год, белое золото, турмалины, бериллы. Частная коллекция. Фото Би Челли

В 1960-х годах он привлек клиентуру крупных домов и вложил средства, чтобы иметь возможность выставляться на Bijorhca, главной ювелирной ярмарке. Свой стенд он называет «Вандом», как знаменитую ювелирную  площадь. По доносу коллеги (уОгана не было юридического адреса на Ваедомской площади) судебный пристав грозит закрыть выставочный стенд. После того как Охан рассказал приставу о своем видении ювелирного искусства и показал свои украшения,  судебный пристав посоветовал ювелиру  поменять фамилию на Vendome  и зарегистрировать бренд. Так родился Maison Jean Vendome. Совет был гениальный: говорящая фамилия вскоре стала лучшей рекламой для независимого ювелира с бульвара Вольтер.

 Кольцо "Башня", 1956, золото, цитрины

Он трудоголик. Это никогда не останавливается. Он рисует каждую ночь, пока не достигает того, что считает совершенством. Жан Вандом покинул этот мир, оставив в наследство более 30 000 произведений искусства.

брошь «Ноктюрн», около 1977 г., белое золото, платина, бриллианты. Частная коллекция. Фото: Челли

Ювелир и художники его времени

Художников привлекает его искусство, как и его их, что открывает новую область ювелирных исследований. Жан Кокто, Поль-Эмиль Виктор, Вассарели… все они вдохновляют ее украшения.

 брошь "Магритт", 1980 г., желтое золото и агат. Частная коллекция. Фото: Бенджамин Челли

Но встреча, которая ознаменует это, будет встречей с французским философом и писателем Роже Кайуа. Когда в 1971 году  Кайуа избирается членом Французской академии, он  хочет изготовить шпагу академика. Дина Левел и Анри-Жан Шубнель (директор галереи минералогии Национального музея естественной истории) дают ему единственное имя: Жан Вандом. По традиции, материалы и рисунки, использованные для шпаги должны символизировать работу ее будущего владельца. Роджер Кайуа выбрал чешский молдавит (бутылочный камень), как напоминание о стране происхождения его жены. Пять бриллиантов, образующих Южный Крест, напоминают об одноименной  книжной коллекции издательства Галлимар, директором которой он был с 1945 по 1950 гг.(«Южный Крест» — собрание произведений испанской, португальской, латиноамериканской литературы). Турмалин из Бразилии связан сего тесными связями с этой страной.  Так, в 1977 г. Кайуа был избран иностранным членом Бразильской литературной академии. Нужно отметить, что совместная работа над шпагой стала началом долгой дружбы между блестящим эрудитом и виртуозным ювелиром.

Шпага Роже Кайуа (1971 г.) - Коллекция Musée des Confluences - Фото © Benjamin Celly

Изобретатель современных украшений

Жан Вандом взорвал все коды и изобрел ювелирные изделия настолько инновационные, что они неподвластны времени в своей уникальности. Вдохновение для художников, а также для всех нас в этот период, когда все уверенности уступают место одному: вводить новшества, изобретать и рисовать очертания  будущего.

Jean Vendome, кольцо Ferret, 1984 г., желтое золото и турмалины, частная коллекция. Фото Бенджамин Челли

дерево с турмалинами

 

Работая с золотом по-новому,  ища редкие камни, играя со светом, Жан Вандом всю свою жизнь был вдохновлен неустанным поиском «золотого самородка» и совершенствованиемсоздания уникальных драгоценностей.

Любитель необработанного золота и драгоценных камней, этот гениальный дизайнер и скульптор всегда вдохновлялся окружающей средой, своими путешествиями и текущими событиями на создание чрезвычайно инновационных линий ювелирных изделий, намного опережающих свое время.

 

 

Интересны и актуальны все коллекции Жана Вандома :Pépite (Самородок), Boréale (Бореальный период), Tour Ring (Кольцо Башня), Survol (Обзор), Z, Nocture (Ночь), Croix (Крест), Cosmos, Florilège (Антология), América, S, Flèche (Стрелка), Huit (восьмерка), Vitrail (Витражи), Trafic, Nénuphar (Водяная лилия), Cinétique (кинетика), Erotiques, Air et Terre (Воздух и Земля), Bulles et Boules, Cygne (Лебедь), Cravate (Галстук), Plume (Перо), Boule , Ferret (Тесьма), Compact…

Мы действительно не знаем, что выбрать среди его творений. Кольцо «Пара» имеет особый резонанс, поскольку они отражает отношения с женой  Нелли Вандом, и символизирует вечную любовь. Идеальный баланс между желтым и серым золотом, горным хрусталем, символизирующим чистоту его жены, и зеленым турмалином, символизирующим его самого, соединенных линией бриллиантов; вечная связь их любви... идеальное равновесие.

Жан Вандом – Кольцо «Пара» – 1970 ©SAR

Жан Вандом – браслет «Кратер» из золота и бриллиантов – около 1950-х годов 

 

Жан Вандом – Кольцо "Башня" из золота и турмалинов ©SAR

В своем бутике, расположенном на улице Сент-Оноре, 352, Жан Вандом творил, изготавливал и заставлял нас мечтать...

Жана Вандома называют предтечей ювелиров XXI века. Его «неидеальные» скульптурные украшения нередко кажутся знакомыми: создается впечатление, что мы их уже где-то видели. И впечатление это не случайное, хотя и не совсем справедливо. На самом деле порядок ровно обратный: Вандом считается одним из самых копируемых мастеров современности. Самому же автору было абсолютно безразлично, что кто-то повторяет его работы,— он отказывался оформлять патенты, сковывать себя юридическими рамками и шутил: «Все идеи созданы для того, чтобы развиваться у других».

Источники:

Альбом работ ювелира

 https://likeab.com/

https://thefrenchjewelrypost.com/

https://www.piasa.fr/

https://www.rubel-menasche.com/

https://iletaitunefoislebijou.fr/

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом