По часовой стрелке сверху слева: резная брошь Cartier Tutti Frutti, 1930-е годы ; Круглая брошь Cartier «Agrafe Surete», происходящей от кельтских украшений, с бриллиантами, кораллами, ониксом и золотом, 1920-е годы; Брошь Cartier с бриллиантовым зажимом, ок. 1930 ; Брошь Cartier New York Art Deco Tutti Frutti с двумя зажимами, 1930-е годы; Помолвочное кольцо Cartier весом 7,17 карата с бриллиантом и платиной, 1920-е гг.
Почему драгоценности Cartier эпохи ар-деко (1920–1939) так привлекательны и символичны? Возможно потому, что зачастую в одном произведении заключено сразу несколько аспектов господствующей эстетики того периода. От полностью бриллиантовой клипсы, окаймленной угловатыми багетами, до круглой броши из коралла, оникса и бриллиантов, главными составляющими дизайна дома в то время были четкие геометрические формы и узоры, высококонтрастные цветовые сочетания и резные драгоценные камни.
Брошь-клипса Cartier Paris в стиле ар-деко с бриллиантами, около 1930 г.
Cartier Paris Art Deco Diamond Coral Onyx Gold Penannular Brooch. Названная Cartier булавкой «Agrafe Surete», происходящей от кельтских украшений, Cartier изготовила лишь несколько таких булавок. Сочетание оникса и коралла очень типично для драгоценностей Cartier, созданных для парижской выставки ар-деко 1925 года, около 1920-х годов.
Нужно отметить, что термин «ар-деко» фактически не использовался до 1960-х годов, в 1920-е он был известен как модерн. Для драгоценных украшений того периода были характерны гладкие линии и острые углы, использование элементов египетского стиля и преобладание цветных драгоценных камней в графических конфигурациях, смешанных с радикальными и нетрадиционными для того времени материалами.
Экстремальная геометрия
Браслет Cartier с бриллиантами и платиной, 1930-е гг.
Работы, которые создавал Картье после Первой мировой войны, радикально отличались от стиля гирлянды (мотив в виде сплетённых цветов, ветвей, иногда в соединении с лентами, бантами...) Прекрасной эпохи, который он прежде популяризировал. Теперь в центре внимания были геометрические формы, которые заменили банты и сплетенные растительные элементы, которые доминировали во вкусах потребителей в эдвардианскую эпоху (1901-1910 гг.). Дизайн ювелирных украшений, который впоследствии будет отнесен к категории ар-деко, был видением Луи Картье и его главного дизайнера Шарля Жако, которого Картье нанял в 1909 году .
Широкие платиновые браслеты, такие же гибкие, как ленты, стали идеальной платформой для демонстрации вновь обретенной любви Дома к прямолинейным концепциям с вкраплениями небольших камней, расположенных в виде безупречных сеток, окаймленных или перемежающихся такими материалами, как оникс и коралл.
Историки ювелирного искусства говорят, что тенденцию к геометрии, в том числе в ювелирных произведениях, диктовали художники - представители авангардных течений, господствующих в то время. В украшениях этой эпохи можно обнаружить влияние кубизма, футуризма или школы Баухауза.
Азиатское и египетское влияние
Шкатулка для туалетных принадлежностей Cartier с резным изумрудом и ониксом, ок. 1925 г.
Обзор ювелирных украшений Cartier периода ар-деко показывает влияние эстетики и традиционных форм искусства далеких стран на дизайн предметов Дома. Украшение Cartier 1920–30-х годов, в котором сочетаются, скажем, резные изумруды из Индии, лазурит из Афганистана и непальские кораллы, могло бы служить прекрасным гимном глобальным влияниям, которые так очаровали дизайнеров Дома.
Знаменитые таинственные часы, косметички и другие предметы искусства этого периода Дома включают в себя характерные элементы, такие как скульптурные резные нефритовые основания или таблички с изображением китайских пейзажей из перламутра и лакового бургауте (декор из лака с переливающейся сине-зеленой инкрустацией из ракушек). Картье предпочитал драконов и химер, а его дизайнеры использовали технику китайской резьбы на алмазах и драгоценных камнях, обрамляя их ониксом и эмалью.
Историки ювелирного дела говорят, что азиатское влияние можно обнаружить в работах Картье еще 1903 года, вероятно, из-за личной коллекции китайского фарфора и предметов Луи Картье. А в 1909 году, когда менеджер по продажам Cartier Жюль Глезнер отправился в командировку в Китай, он вернулся с пакетами нефрита и жадеита и множеством традиционных китайских сокровищ, что еще больше раздуло пламя увлечения Cartier искусством Дальнего Востока.
Формы декоративно-прикладного искусства, драгоценные камни и цветовые палитры Персии, Шри-Ланки и Индии также используются во многих произведениях Cartier, выполненных в стиле ар-деко. Дом также искренне воспринял и, возможно, создал мотивы египетского возрождения, которые сейчас считаются ключевым столпом ювелирного дизайна стиля ар-деко. Это было сделано еще в 1910 году (снова снимаем шляпу перед Шарлем Жако из Cartier), но открытие гробницы короля Тутанхамона в 1922 году и фотографии, которые распространились в средствах массовой информации, послужили еще большим вдохновением. Это также спровоцировало появление форм лотоса, скарабея и пирамиды, а также тонкие отсылки к цветным полосам и кривизне головного убора Тутанхамона.
Цвета и контраст
Застежка-трансформер Cartier с кораллами и бриллиантами, ок. 1925 г.
Для ар-деко характерны несколько знаковых палитр. Зеленый/черный/белый и коралловый/черный/белый – классика ар-деко, и Cartier представил множество этих двух комбинаций на выставке ар-деко 1925 года. Дизайнеры Cartier усилили воздействие этих цветов, включая полосы белых бриллиантов, которые благодаря инновациям в огранке стало возможным гранить в карре (квадратная со ступенчатыми гранями), багеты и другие изящно выточенные линейные формы. Предпочтительным металлом была платина - она достаточно прочна, чтобы выдерживать сложные оправы, а ее оттенок придавал бриллиантам исключительную белизну, что выделяло оникс, эмаль и элементы из цветных драгоценных камней.
В 1930-х годах появилась монохроматическая сверхсложная палитра, в основе которой лежал неоспоримый гламур полностью бриллиантового образа, часто в сочетании с горным хрусталем для текстурного контраста, чтобы сбалансировать блестящий бриллиантовый огонь с молочным, потусторонним блеском.
Тутти Фрутти
Брошь Cartier Tutti Frutti в виде вазы для цветов, ок. 1930-е годы
Во многом наследие Cartier в стиле ар-деко можно описать двумя словами: Tutti Frutti . По иронии судьбы, характерный стиль, отмеченный пышным изобилием резных рубиновых и сапфировых ягод и цветов среди изумрудных листьев, оттененных яркими белыми бриллиантами, не соответствует четким принципам классического ювелирного дизайна в стиле ар-деко. Скорее, он отражает абсолютно уникальное видение того, как сочетать цвета и текстуры в дизайне, столь же роскошном, сколь и оптимистичном.
Происхождение стиля, который иногда называли «фруктовым салатом» (термин Tutti Frutti был придуман в 1970-х годах), приписывают Жаку Картье, самому молодому члену товарищества братьев Картье, который часто ездил в Индию за драгоценными драгоценные камни для Дома (и дружил со многими махараджами). Его первая поездка состоялась в 1911 году, когда он увлекся могольской техникой вырезания драгоценных камней.
Cartier представила первый дизайн Tutti Frutti в 1925 году. Браслеты были популярным способом представить этот мотив, но он также появлялся в брошях и ожерельях, известным примером которого является заказ в 1936 года наследницы компании по производству швейных машинок Singer Дейзи Феллоуз на ожерелье Tutti Frutti с нагрудником, известное как Collier Hindou. Не так давно браслет Cartier Tutti Frutti примерно 1930 года выпуска был продан на аукционе Sotheby's за 1,3 миллиона долларов, что доказывает, что аппетит к этому конкретному фруктовому салату все еще существует.