Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ювелирное дело как искусство: взгляд из далекого 1900-го года

15 ноября
Элис Маллинз

Примечание редактора: во второй половине викторианской эпохи критики ставили под сомнение достоинства современных украшений и призывали вернуться к дизайну и вкусам прошлого. Подобно автору следующей статьи, они порицали драгоценности, ставшие «простыми безделушками и безделушками по требованию глупой моды». Другие утверждали, что украшения могут быть забавными и полезными, но не претенциозными. Неудивительно, что эта дискуссия продолжается и сегодня!

«Красота — это радость навеки»
Кулон с драгоценными камнями после Гольбейна

Броши ажурные золотые литые и чеканные из собрания Британского музея. Луи Визе, Франция, ок. 1895

В настоящее время повсюду много говорят об искусстве, и нет недостатка в признаках того, что его обширная миссия как гуманизирующего и цивилизующего элемента в нашей национальной жизни постепенно признается. Даже так называемому домашнему искусству уделяется большое внимание, а узоры наших обоев, гармоничная расцветка ковров и гобеленов являются предметом размышлений и забот почти в каждом доме, где есть мелочь, которую можно потратить на предметы роскоши и любые претензии на вкус.

Тем не менее, довольно любопытно, что наше ювелирное искусство, искусство, которое находится ближе всего к нам и следует за нами, куда бы мы ни пошли, и в котором так много возможностей для применения прекрасного дизайна и тонкой работы, почти полностью остается в стороне; и едва ли предпринимаются какие-либо попытки применить к нему одни и те же законы или судить о нем по одним и тем же стандартам, что мы пытаемся настроить в других вещах.

Все, чего мы требуем от наших драгоценностей, — это чтобы они были дорогими и модными; дорого не из-за времени и потраченного труда художника и мастера-ювелира, которые спроектировали и изготовили его, а только из-за материала, из которого он сделан. Именно это обывательское почтение к материалу больше, чем что-либо другое, привело к тому, что то, что когда-то было искусством, превратилось в бессмысленную показную демонстрацию.

 Я не знаю более удручающего зрелища для тех, кто интересуется искусством, чем идти по главной улице, на которой расположены магазины в одном из наших больших городов, глядя в витрины ювелиров на хлам, с художественной точки зрения, который там разбросан. чтобы соблазнить общественный вкус. Если бы мы каким-то волшебным образом оказались под властью сурового художественного социализма, где не разрешалось покупать или продавать ничего, что не было бы ни полезным, ни красивым, и если бы однажды ночью дух разрушения пронесся по всей стране вдоль и поперек, какая гниль упала бы на следующее утро на витрины ювелиров, какие немногие вещи бы остались! 

Но витрины являются мерилом общественного вкуса, и виноваты не торговец, торгующий этой дорогой дрянью, и не фабрикант, изготовивший ее, а мы сами, публика, особенно женщины, которые  не только сегодня, но и в течение последних ста или более лет создавали спрос на эту ребячливую чепуху и пренебрегали тем, что может быть одним из наиболее эффективных средств развития художественных инстинктов нации. 

 

Этрусское золотое ожерелье с подвесными вазами и головами Ио.
 

Набор этрусских украшений, начало V века до н.э, музей Метрополитен

Ювелирные изделия были излюбленной формой личного украшения с древнейших времен. Мы знаем, с каким искусством этруски, греки и древние римляне работали с драгоценными металлами, и что большая часть того, что хорошо в наших современных украшениях, скопировано с их образцов и образцов других древних народов.  Производство (шлифовка) алмазов широко поощрялось в Англии 1685 года, и кажется, что любовь к алмазам была даже больше, чем сейчас, поскольку они в основном использовались для украшения одежды (Вспомним герцога Бекингема и его алмазные подвески). 

 Но в прежние времена ювелир был обученным художником; а в Италии, где это искусство особенно процветало, многие из великих мастеров выросли из обучения, начатого в мастерских ювелиров. Франческо Райболини (1447–1517), известный как Francesco Francia был ювелиром; действительно, само имя, которое он использовал, было не его собственным, а именем его любимого мастера, чьему раннему обучению, как он чувствовал, был обязан успехом своих более поздних лет, и он с удовольствием подписывал свои картины «Ювелир Франсия».

 Боттичелли также использовал имя ювелира, у которого он учился. Гирландайо был ювелиром и мастером Микеланджело, как и Верроккьо, частично скульптор знаменитой статуи Коллеони в Венеции и мастер Леонардо да Винчи. Лоренцо Гиберти был пасынком ювелира, и его обучению в отцовской мастерской он был обязан мастерству, которое позволило ему не только спроектировать, но и отлить знаменитые ворота баптистерия во Флоренции, которые, по словам Микеланджело, были достойны быть вратами Рая:

Бронза. 1414-1424. Лоренцо Гиберти. Баптистерий Сан Джованни, Флоренция. Фото: veryimportantlot.com

В наши дни, при нынешней системе разделения труда, нет необходимости, чтобы ювелир, который продает, был искусным мастером-ювелиром, способным самому произвести работу, для продажжи которой он находится в полезном, хотя и злоупотребляемом положении посредника. И все же необходимо, чтобы он обладал вкусом и образованием художника, чтобы уметь быстрым наметанным взглядом увидеть, что хорошо, а что плохо в работе, которая выполняется и с мудростью выбирать предметы, которые принесут ему доход, но будут соответствовать хорошему вкусу. Когда публика научится признавать ювелирные изделия как искусство, я скажу, что так и должно быть. 


 

Браслет (1), Кулон (2) и Броши (3,4,5,6) по Гольбейну

Но несомненно, что у нас никогда не будет художественных украшений, пока мы думаем только о материале, из которого они сделаны, и ни о каком мастерстве, «о значении, придаваемом им человеческим умом», которое способно превратить грубый, неинтересный материал в вещь ценную и красивую; и пока мы не научимся видеть, что кусок бронзы или железа, выкованный в красивую и впечатляющую форму благодаря хитрости человеческой руки и чувству прекрасного в его сердце, гораздо более достоин того, чтобы им обладали и носили, чем любое количество лучшего золота, отштампованного машинным способом, или самые крупные бриллианты, имитирующие ветки живых цветов, звезд или бабочек. 

Я не хочу сказать, что красивый материал, сочетающийся с благородным дизайном и изысканным мастерством, не может быть желанным для тех, кто может себе это позволить, но я действительно говорю: там, где необходимо учитывать предел цены, пусть материал будет принесен в жертву мастерству, и пусть у нас будут серебряные, бронзовые или даже железные украшения с сердцем и душой художника, а не золото и драгоценные камни, предназначенные для простой демонстрации, потому что они по последней моде или потому, что они дороже, чем наши соседи могут себе позволить носить. Я помню, как меня очень поразила красивая маленькая модель из воска, выполненная мистером Хамо Торникрофтом на выставке Королевской академии в 1888 году, которую предполагалось уменьшить до половины и отлить из бронзы для застежки плаща. В центре каждой стороны была голова ребенка в профиль с изящным низким рельефом, а вокруг них был строго простой, но красивый узор, обрамляющий выгравированные имена детей и дату.

 

Застежка для плаща разработана Hamo Thornycroft, RA.
Застежка для плаща от Hamo Thornycroft

 

Застежка для плаща от Hamo Thornycroft (деталь). 1889 г, бронза

Другой пример того, как красивые украшения могут быть изготовлены из сравнительно некачественного материала с помощью хорошего дизайна и искусной работы, можно увидеть в ожерелье современной немецкой работы в Музее Южного Кенсингтона. Он состоит из маленьких черненых железных медальонов с античным сюжетом, обрамленных золотом, соединенных двойным рядом тонко сплетенных железных звеньев.

 

Современное немецкое железное ожерелье.
Современное немецкое железное ожерелье

Мы находим, что в лучший период греческого искусства внутренняя ценность материала, используемого в их украшениях, очень незначительна и полностью подчинена красоте мастерства и дизайна. Знаменитое ожерелье Майло в Британском музее — прекрасный образец искусной работы; и именно в труде над ним, а не в материале, состоит его великая ценность.

 

Ожерелье Милона и ожерелье позднего греческого периода из золота с гранатами.
 

Ожерелье Милона и ожерелье позднего греческого периода

Древнегреческое ожерелье 350–330 до н.э. (собрано Кастеллани) из собрания The British Museum

Часть2

Само слово «ювелирные изделия» или «драгоценности» означает «радость», «радость», поскольку драгоценности не зачастую имеют прикладного значения (за исключением, может быть, броши или заклепок, которые необходимы для аккуратности, хотя даже в этом случае крючок или пуговица часто не помешали бы). Именно потому они для нас становятся «вещью красоты», которая является «радостью навеки». Драгоценные и полудрагоценные камни сдрагоценностями до тех пор, пока мастерство ювелира не обработает и не оправит их. И вряд ли будет верным использовать  слово  "драгоценность" в его истинном смысле, если ювелир не смог правильно использовать  красоту камней, а превратил украшения в простые безделушки по требованию глупой моды.

Но так как у нас никогда не может быть хороших драгоценностей, пока материал ценится выше мастерства, мы не можем их иметь, как указывал теоретик искусства Джон Рескин, пока мода влияет на их производство и постоянно предписывает изменения. Ибо ни один художник, достойный этого имени, не станет напрягать свои мозги, чтобы изобрести брошь или браслет, застежку или колье, которые, как он знает, через двадцать лет отправятся в плавильный котел, потому что они вышли из моды.

Только с обещанием постоянства истинный художник имеет смелость воплощать свои самые благородные мысли. Есть некоторое оправдание моде в одежде в измененной степени, ибо одежда по своей природе тленна, и, повторяя ее, всем нам приятно меняться. К тому же ни одна благоразумная дама (а во всех вопросах личного украшения больше всего заботит женский пол, любопытным образом переворачивая таким образом порядок животного мира) не любит привлекать особое внимание своим платьем.

Двухцветная золотая брошь с лепниной и чеканкой в ​​виде трехлистной ветки плюща. Лист большего размера украшен тремя бриллиантами, один из которых свисает, как капля воды, с маленькой петли на листе. Англия, около 1890 года, Британский музей

 Пристрастие к мельчайшим деталям жизни растений и насекомых характерно для натуралистических украшений конца девятнадцатого века, показанное здесь в тонком использовании бриллиантов, в особенно подвесной бриллиант, чтобы указать на блестящие капли росы.

Следовательно, необходимо определенное широкое единообразие, чтобы избежать своеобразия, которое возникло бы, если бы каждый следовал исключительно своим собственным идеям; и дама со вкусом, хотя и не претендующая на «изящность», рада приспособить нынешнюю моду к своей индивидуальности и стилю.

Но у украшений нет такого оправдания переменам. Его можно сделать красивым из-за обещания постоянства его материала; а если оно прекрасно, почему мы должны когда-либо желать отбросить его? Только потому, что оно слишком часто вовсе не претендует на то, чтобы быть прекрасной вещью, а только на «новшество», если использовать торговое выражение, мода может господствовать над ней; и, к счастью, так оно и есть, потому что плавильный котел в конце концов становится лучшим местом для производимых уродливых и неподходящих вещей, когда спадет ложная популярность, которую им дала мода.

Когда мы видим перевод некой модной безделицы (куриная косточка, как пример) в золото и усыпанную одним или двумя драгоценными камнями, мы очень рады узнать, что, по всей вероятности, украшение не ждет долгая жизнь и оно не перейдет к потомкам, как это типично для ювелирного искусства. И что если сейчас для кого-то это является драгоценностью или радостью, то только через год или два, пока мода не введет какую-нибудь другую нелепую новинку. Кость — чудесный механизм в куриной грудке, но о вкусе, который позволяет копировать ее в золоте и носить на шее дамы, чем меньше сказано, тем лучше.

 

броши; позолоченный металл с полупрозрачной красной, синей или бирюзово-голубой выемчатой ​​эмалью; с надписью BABY сдержанными позолоченными буквами; прикреплен к оригинальной выставочной карточке с аннотацией цены за дюжину на обороте. Англия, около 1885 г., Собрание Британского музея

То же замечание относится к жукам, миниатюрным лягушкам, цыплятам, петушиным головам, паукам, мимическим банджо и т. д., которые предлагаются благодарной публике, чтобы удовлетворить ее вкус к чему-то новому. Я ни в коем случае не утверждаю, что нельзя иметь никаких художественных украшений. На него обращают внимание несколько художников. Кроме того, я видела недавно в известном магазине на Риджент-стрит изящную золотую работу брошей и ожерелий, репродукции старинной голландской филигранной работы, и несколько прекрасных индийских украшений изысканной работы. Другие ювелиры, без сомнения, могут показать нам действительно хорошие работы красивого дизайна; но они также скажут нам, что на такие вещи очень мало спроса и что публика, как правило, вполне удовлетворена, если их украшения сделаны из золота с пробой или, еще лучше, состоят из бриллиантов, безразличных к тому факту, что золото отливается, полируется и подвергается машинной гравировке в самой совершенно бессмысленной и неинтересной форме, а бриллианты устанавливаются только для того, чтобы сиять, «огромные электрические лампы миллионеров», которые убивают яркость даже самого молодого и яркого глаза. Это то, что мы называем нашими драгоценностями и радостями, и ежедневно тратим тысячи фунтов на покупку и унижаем наших рабочих, чтобы производить, в то время как мы позволяем сотням художников умирать от нищеты и пренебрежения или страдать от сердечной боли в борьбе за то, чтобы зарабатывать на жизнь, создавая ограниченные формы искусства.

 

Ажурный браслет из оксидированного серебра с 18 накладными золотыми масками львов и каймой из позолоченных бусин по обоим краям. Markowitsch & Scheid, Вена, 1875-1890 гг, Британский музей

Но почему бы нам снова не иметь такого прекрасного ювелирного искусства, какое процветало в прошлом? Это не из-за нехватки денег, потому что достаточно денег тратится на то, что мы теперь называем нашими драгоценностями; и это не из-за отсутствия художественных способностей, как показывают тысячи выставленных и отвергнутых картин и произведений скульптуры каждый год. Если когда-то существовал общий спрос, художник вскоре приучал себя направлять свою энергию на его удовлетворение.

Есть не только работа с металлом и драгоценными камнями в ювелирных изделиях, готовых к его руке, и эмалирование, но есть прекрасное искусство миниатюрной живописи и огранки камей, которое можно было бы возродить и поощрять, помимо еще более широкого поля золотых и серебряных пластин. Этот вопрос имеет большее значение, чем даже личная ответственность каждого отдельного покупателя, и его придется рассматривать в этом более широком смысле, поскольку обширный трудовой вопрос все громче и громче требует возмещения ущерба.

Обычный аргумент в пользу любого распыления богатства, разумного или неразумного, состоит в том, что это «хорошо для торговли», однако нынешнее состояние нашей промышленности и положение нашей бедноты должно убедить любого вдумчивого человека в том, что такой аргумент основан на неправильных предпосылках и что плохо управляемое богатство в стране, как и в семье, не есть хорошо, но фатально по своим результатам; и что, следовательно, это расточительство богатства на вещи мимолетные и недостойные, как большинство наших современных драгоценностей, и, более того, это подавление творческого инстинкта нации и потеря драгоценной человеческой энергии.

И первым шагом к устранению зла является признание того, что в мудром применении и распределении труда своего народа кроется единственный истинный источник силы и постоянного процветания нации.

Источник:

1 часть

2 часть

https://www.britishmuseum.org/

Источник: The Magazine of Art, 1900 г.
Читайте также