Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

История ювелирного искусства: от Средневековья до 18 века

20 декабря 2022
Селин Пудру

Средневековье

Средневековый период особенно долгий, он охватывает 1000 лет. Фактически он начинается с заката Римской империи в 5 веке нашей эры и продлится до 15 века, чтобы уступить место эпохе Возрождения.

Раннее Средневековье (476 – 1100 гг.) предлагает наибольшее разнообразие украшений. Нашествие варваров в 5 веке привело к появлению техники перегородчатой ​​эмали. Действительно, у каждого народа и региона до сих пор есть свои особенности стиля (например, стеклянная паста и т. д.). Затем с приходом христианства иконографии украшений изменились, уступив место религиозным сценам и реликвариям.

Кольцо Меровингов от Герпеса, ювелирное дело с перегородчатой ​​​​перегородкой

Германские фибулы, начало V века н.э.

Средние века были отмечены великой экспансией христианства в Европе. Это становится центральным элементом средневековых обществ. Поэтому создается множество драгоценностей с религиозными мотивами. Это то, что называется просто: Религиозное Искусство.

В раннесредневековых изделиях  драгоценные камни часто располагались на большом расстоянии друг от друга

Развитие феодализма и христианской религии преобразовало общество, которое разделилось на три сословия: дворянство , духовенство и народ (крестьяне).

Таким образом, драгоценности носит небольшая часть населения, а именно дворяне и духовенство. К тому же украшения и драгоценности отводились в ранг мелкого и декоративно-прикладного искусства, а то и простого ремесла.

Драгоценности того времени были либо утилитарными вроде фибул, либо декоративными и самобытными.

Серебряные круглые броши эпохи викингов из Пенритского клада , три типа «чертополох»

Византийская пара серег, ок 600 г. н.э.

Знаменитые застежки из захоронения Саттон-Ху в Англии (6-7 века н.э.), один из лучших образцов перегородчатой ​​инкрустации золотом и гранатом (не эмалью) 

Например, кольца особенно ценились за их утилитарное значение (поставить печать на документы), религиозное или символическое.

В конце 13 века украшения стали прерогативой дворян и аристократов. В то время многие законы и постановления запрещали ношение слишком показных для народа и «простых мещан» украшений.

Золотая серьга, найденная в Хорватии , Высокое Средневековье, 1300–1350 гг.

Ливрейный значок "Лебедь", золото, эмаль; около 1400 г, Британский музей

Ренессанс 

Эпоха Возрождения отмечена развитием науки и искусства по всей Европе. Это период, когда происходили великие экспедиции, позволившие совершить множество обменов и открытий.
Этот художественный период, родившийся в Италии, будет представлен во Франции. Франсуа I, король Франции с 1515 по 1547 гг.приглашал итальянских художников, в том числе знаменитого Леонардо да Винчи, которые приезжали развивать свои идеи. 

Приток богатства с завоеванием нового мира дает возможность создавать украшения, более насыщенные декоративными мотивами и драгоценными камнями.

Подвески стали самым популярным украшением, сменив броши, сверхпопулярные в средневековый период. Кольца остаются в моде, но часто очень богато украшены камнями.   В то время было также много украшений для волос, таких как тиары, жемчужные ленты и цепочки (= изделия из железа) или украшения для шляп (знаки), которые носили многие мужчины.

Ювелирная техника развивается с появлением ограненных камней и использованием эмали. Жемчуг в стиле барокко также очень актуален и моден.

 Подвеска "Благоразумие" , франц., вторая половина 16 в.,  Золото, эмаль, драгоценные камни, халцедон. Метрополитен-музей, дар Дж. Пирпонта Моргана, 1917 г.

 

XVII век

Наша история ювелирных украшений переносит нас во времена Короля-Солнце. Людовик XIV вдохновил французские сады и рождение ювелирных украшений.

Ожерелье с сапфировой подвеской, бант около 1660 г., цепь и подвеска, вероятно, 18-1900 гг., Европа. Музей №. М.95-1909. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В 17 веке очень модными были головные украшения, такие как эгрет и булавки. Украшения на лифе в виде узлов, известные как «де Севинье», можно носить как подвески, подвешивать или пришивать к одежде.
«Тюльпаномания» и натуралистический декор охватили Европу и наложили отпечаток на декоративно-прикладное искусство и украшения с мотивами стручков гороха, гвоздик, подсолнухов и листьев аканта. В первой половине XVII века флора обрабатывается едва стилизованно, на украшениях лифа или на шпильках из серебра или эмалированного золота. Эти драгоценности чаще всего украшены бриллиантами или горным хрусталем, на оборотной стороне которых нанесен полихромный орнамент из эмали, чаще всего пастельного синего, белого и черного цветов. Тема смерти ("memento mori") обычно встречается на часах, кольцах и других украшениях.

Венгрия, 17 век, украшение из Венгерского национального музея, Будапешт

Ожерелье. Венгрия, 17 век, украшение из Венгерского национального музея, Будапешт

XVIII век

18 век стал свидетелем триумфа ювелирного искусства. Этот период отмечен расцветом Европы в эпоху Просвещения.

Ювелирное дело развивается с массовым притоком алмазов из Индии или  драгоценных цветных камней из рудников Южной Америки. Редкие материалы, они веками хранились для королей, дворянства и церковных сокровищниц. Однако, когда в Европе установилось процветание, красотой драгоценностей наслаждались не только для знатные и богатые сановники.

В эпоху рококо украшения украшали рубинами, сапфирами, топазами или гранатами. В середине века богатые наборы бриллиантов часто заменяли белые топазы. В конце века желтые хризобериллы захватывают ювелирные украшения.

Золотое кольцо, серебряная оправа с рубинами, бриллиантами, опалом, изумрудом и гранатом, Италия или Франция, начало 18 века. Кливлендский художественный музей

В 18 веке также были изобретены стразы, которые произвели революцию в ювелирном деле. Горный хрусталь на самом деле представляет собой стекло на основе свинца, которое имитирует драгоценный камень. Свинец придает стеклу его блеск и, таким образом, усиливает его способность преломлять свет через грани указанных страз.   Затем это изобретение открывает ювелирный рынок для менее удачливой клиентуры.

Бабочка. Белая и цветная паста, плотно оправленная в серебро. Франция, 18 век.

Фото: Википедия, elogedelart.canalblog.com, сайты музеев Метрополитен, Виктории и Альберта

Источник: celinepoudrouxcreation.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом