Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Мастер модерна Альфонс Муха создал гораздо больше, чем парижские плакаты

27 января 2023
Редакция

Если вы хоть немного знакомы с АЛЬФОНСОМ МУХОЙ (1860–1939), вы, вероятно, знаете его стилизованные изображения красавиц с густыми распущенными локонами, увенчанных гирляндами. Плакаты с изображением ангелов, богато выполненные в пастельных тонах и обрамленные арабесками, были расклеены повсюду на улицах Парижа в первые годы BELLE ÉPOQUE. Обманчивые предвестники МОДЕРНА, они продавали все, от папиросной бумаги до шампанского. 

Реклама духов Rodo от Альфонса Мухи.

Реклама велосипедов Perfecta от Альфонса Мухи

 

Выставка «Альфонс Муха: визионер в стиле модерн» в  SPEED MUSEUM  в Лексингтоне, штат Кентукки, подробно рассматривает творчество чешского художника и иллюстратора. Выставленные на обозрение работы включают коммерческие произведения, такие как реклама духов Rodo 1896 года (вверху) и реклама велосипедов Perfecta 1902 года. 1897 г., печать Мечты . Фотографии повсюду © Mucha Trust 2022, если не указано иное

Это был исключительный культурный момент. Этот вдохновленный природой декоративный стиль — с его многочисленными региональными вариациями, такими как каталонский модернизм и венский сецессион — выразил новый дух процветания, прогресса и национальной идентичности, охвативший тогда Европу. И Муха, когда-то бедный иллюстратор из Моравии, части современной Чехии, был одним из его прародителей. Применяя стиль Мухи к дизайну панно, тарелок, гравюр, декоративных предметов, украшений, розничной упаковки, интерьеров и театральных костюмов и декораций — не говоря уже об обучении этому в академиях — он стал самым востребованным художником в Париже. 

Портрет Альфонса Мухи

Позже Муха исследовал то, что он считал более благородными темами, связанными с его религией и наследием. Фото Эриха Ауэрбаха / Getty Images

Фантастический успех в коммерческом плане, даже если он достигается за счет дикой оригинальности, может обесценить наследие художника. Художника, который делает себе имя, привлекая женщин, сегодня можно считать сластолюбцем, если не хуже. Выставка «Альфонс Муха: визионер в стиле модерн», организованная Томоко Сато, продемонстрировала истинный авторитет Мухи, изображая его не только как выдающийся художественный талант, но и как высокого мыслителя, страстного чешского патриота и глубоко духовной души. 

Опираясь на новые исследования и демонстрируя более 100 работ, в том числе редко встречающиеся скульптуры, фотографии и автопортреты из семейной коллекции Мухи, выставка  исследовала древнеславянское происхождение неотразимого визуального языка Мухи, его широкие художественные интересы. и его острые эксперименты с другими средствами массовой информации. 

Акварель Альфонса Мухи

«Бретонка, собирающая моллюсков» — пример интереса Мухи к бретонской культуре, которая, по его мнению, может быть связана с древними чешскими кельтами.

Сюрпризов предостаточно. Карьера Мухи в Париже началась с поразительного длинного узкого плаката, который он сделал с театральной сенсацией САРОЙ БЕРНАР в главной роли пьесы « Жисмонда », в результате чего актриса стала его покровительницей и близким другом. Еще одним другом был ПОЛЬ ГОГЕН , с которым Муха делил мастерскую и увлекался традиционной бретонской культурой, которая, по его мнению, могла иметь древние связи с чешскими кельтами. Он также был близким человеком ОГЮСТА РОДЕНА ., настолько глубоко вдохновленный искусством скульптора, что организовал крупную выставку своих работ в Праге, самую важную за пределами Франции при жизни Родена. Вместе с братьями Люмьер он экспериментировал с пленкой. А благодаря знакомству с драматургом Августом Стриндбергом он углубился в изучение теософии и позже стал масоном. 

Рисунок Альфонса Мухи

Карандашный рисунок 1902 года подчеркивает мастерство художника в создании декоративных предметов.

Увлечение Мухи спиритизмом и творчеством Родена и других символистов проявилось в его художественной книге ограниченного тиража LE PATER , искусно иллюстрированной, весьма эзотерической интерпретации стихов Молитвы Господней. По словам Сато, он задумал аллегорические листы книги «как послание будущим поколениям о прогрессе человечества» и вложил свою душу в их создание. Для Мухи этот священный призыв, столь важный для христианства, имел универсальное значение для тех, кто находился на пути к Просветлению, которое он отождествлял с Истиной и Красотой. Муха был настолько осторожен, что эта глубоко личная работа будет монетизирована, что он уничтожил пластины после того, как было опубликовано 510 экземпляров. 

Светильник по проекту Альфонса Мухи

Скульптура и упаковка духов Houbigant от Альфонса Мухи

Вверху: этот светильник из позолоченной бронзы с изображением главной героини пьесы «Принцесса Луэнтен» был создан по проекту Мухи. Близкая подруга художника САРА БЕРНАР снялась в оригинальной постановке 1895 года. Внизу: Голова девушки , вылепленная из бронзы, серебра и позолоты, видна здесь сзади, была выставлена ​​на стенде духов Houbigant на Парижской выставке 1900 года. Он сочетается с дизайном упаковки Мухи для компании. Фото Минди Бест, предоставлено Музеем искусств скорости.

Искусство и дизайн Мухи были широко представлены на множестве выставок и проектов на Парижской выставке 1900 года, где его фрески в павильоне Боснии и Герцеговины принесли ему серебряную медаль и рыцарское звание престижного Ордена Франца-Иосифа I. И все же одним вечером, готовя работу для павильона, Муха с тревогой осознал, что, как он впоследствии рассказывал в письме другу, его «драгоценное время» тратилось на самовозвеличивание, когда его родина — тогда находившаяся под господством австрийской империи — «осталась утолять жажду в канаве». Хуже того, он чувствовал, что присвоил себе древнеславянские мотивы в корыстных целях. С тех пор он решил использовать свои художественные таланты для формирования чешского национального и панславянского самосознания. 

Серия работ Альфонса Мухи с изображением драгоценных камней.

Серия 1900 года «Драгоценные камни» представляет четыре драгоценных камня: топаз, рубин, изумруд и аметист. Фото Минди Бест, предоставлено Speed ​​Art

Вскоре он предпринял серию поездок в Соединенные Штаты, чтобы собрать средства для выполнения серии работ, представляющих то, что в своих неопубликованных мемуарах он назвал «радостями и горестями всех славянских народов». В 1910 году он вернулся в Богемию, чтобы, наконец, написать 20 огромных картин, составляющих «Славянскую эпопею», которую он завершил в 1926 году. славян к их общей связи и вдохновить их на стремление к благу всего человечества.

Упаковка печенья от Альфонса Мухи

Художник разработал упаковку для печенья и других продуктов питания, а также предметов роскоши, таких как духи. Фото Минди Бест, предоставлено Speed ​​Art

Принципиальный в своем подходе, он передал эти работы не с соблазнительной образностью, которая завоевала ему такое страстное внимание, а в аллегорическом историческом стиле, датированном еще до того, как высохла краска на холстах. Так что, увы, проникновенный опус Мухи не смог найти связи с его сородичами, а тем более отразить формирующийся дух современной чешской нации. 

Этот национальный дух сформировался за последнее столетие. А монументальная работа Мухи, долгое время экспонировавшаяся в безвестности в замке в Моравском Крумлове, недалеко от места его рождения, вскоре получит собственную выставочную площадку в Праге. Он будет расположен в новом комплексе в историческом центре, спроектированном плодовитым британцем Томасом Хезервиком, который должен открыться в 2026 году. Кажется, наконец настало время героического видения чешского патриота Альфонса Мухи. 

Источник: 1stdibs.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом