Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Художники и мастера Северной черни

17 марта 2023
Северная чернь

Михаил Иванович Кошков

История чернения по серебру на Русском Севере, в древнем городе Великий Устюг, зародилась 340 лет назад. Одно из первых сохранившихся упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. С 1852 года единственным мастером и лучшим представителем древнего промысла был "природный устюжанин" Михаил Иванович Кошков. Изделия Михаила Ивановича были хорошо известны при царском дворе. Он очень гордился "вечной" прочностью устюжской черни и при всяком удобном случае доказывал ее стойкость на наковальне.

Набор чайных ложек. Мастер М.И.Кошков. 2 пол. XIX в. Серебро, чернь, гравировка, позолота

Браслет. Великий Устюг. Мастер М.И.Кошков. 2 пол. XIX в. Серебро, чернь, гравировка

 Рассказывают, что он демонстрировал ее прочность перед одним из великих князей, приезжавших в Великий Устюг. Принес серебряную пластину, на которой был изображен черневой рисунок и стал молотом ударять по этой пластине. Половину ее расплющил так, что она удвоилась, и чернь не попортилась нисколько, а вместе с пластиной раздалась во все стороны равномерно, и от пластины ни малейшая частичка черни не отпала.
 И по сей день мы сохраняем старинные традиции и изготавливаем для вас высококачественный продукт, который достоин уважения!

Михаил Чирков

Михаил Чирков —- внук Михаила Кошкова, к началу XX века оставался единственным работающим мастером в городе. Чирков знал секрет приготовления черни (передавался от отца к сыну) и был хорошим гравером. Иностранные купцы приезжали в Великий Устюг и предлагали за большие деньги выкупить секрет чернения. Мастер был патриотом и принял историческое для промысла решение - передать секрет состава и технологию в руки советского государства, так как его сыновья отказались перенимать ремесло отца.

На своих изделиях он упоминал имя прославленного деда. «Преемникъ Кошкова М. Ч.» — такое клеймо можно прочесть на браслете его работы. На узкой гладкой полоске серебра передана панорама Великого Устюга. Строения городской набережной исполнены миниатюрным контурным рисунком.



В 1920-е годы в стране началось постепенное возрождение традиционных центров народного ремесла. В 1929 году в Великом Устюге была организована «Экспортная мастерская», вскоре переименованная в артель «Северная чернь», работу в ней возглавил М. П. Чирков.

Под его руководством молодые мастера освоили технику граверного и ювелирного дела.
Объединившись в 1933 году в кустарно-промысловую артель "Северная чернь", они наладили выпуск самых простых ювелирных украшений, подстаканников, портсигаров, ложек и других, несложных в производстве изделий с незатейливым цветочным орнаментом.

М.П. Чирков и его ученица М.А. Угловская за работой, 1931 год;

 

Михаил Павлович Чирков с первыми учениками. 1931 год. Слева направо: Саня Гладышева, Граня Угловская, Коля Щелкунов, Мария Угловская (Сычева), Паша Угловская (Насоновская);


С 19 января 1933 года завод "Северная чернь" создает свою историю как предприятие.

Личный состав артели "Северной черни" сформировался из местной женской молодёжи. М. П. Чирков очень доброжелательно отнёсся к привлечению в черневое искусство девушек. Он считал, что с ними работать спокойнее, у них больше прилежания и старания.
Первым мастером черневых дел, получившим это звание в 1935 году, была 20-летняя Мария Угловская, полностью усвоившая все приёмы гравировки и чернения, которым обучил её М. П. Чирков.
Самым важным из процессов черневого производства стало составление черни. Благодаря огромному желанию молодого мастера уже через два месяца обучения Мария Угловская смогла дать первую удачную плавку.

 

Нанесение черни


В 1942 году М. А. Угловская была избрана председателем правления артели «Северная чернь». Она показала себя не только хорошим мастером, но и способным руководителем и организатором. Она пользовалась авторитетом среди артельщиков. При ней артель переехала в прекрасное большое здание, ею были созданы хорошие производственные условия, артель значительно выросла, увеличила выпуск продукции и расширила ассортимент. Некоторые процессы работы были при ней механизированы.

Е.П. Шильниковский

Чтобы вывести производство на новый уровень, М.П. Чирков привлек художника Е.П. Шильниковского - выпускника Петербургской Академии художеств. Изучив особенности старого черневого искусства, художник смог выявить и восстановить прерванные традиции, передаваемые из поколения в поколение и сохраняемые как результат коллективного творчества.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже, за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина, артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали и принесла серебряную медаль самому художнику.
Узорами "северной черни" Е.П. Шильниковский вписал свое имя в историю города Великий Устюг. Его талант художника принес промыслу и городу мировое признание. Евстафий Павлович утвердил значение и определил ведущую роль художника в современном народном промысле. Безымянные и коллективные произведения завоевали право называться авторскими.

Е.П. Шильниковский с работниками завода на Набережной г. Великий Устюг, 1976 год

Не будь Шильниковский высокопрофессиональным гравером и рисовальщиком, ему трудно было бы выразить себя в искусстве чернения по серебру и вывести промысел, находившийся в те годы на грани умирания, на новый путь.
При содействии Почетного гражданина Великоустюгского района Виктора Чучина в 2017 году в Великом Устюге на улице набережной мастеру художественной черни по серебру установлен бронзовый памятник.

бронзовый памятник Е.П. Шильниковскому в г. Великий Устюг
 

М.Д. Кузнецова

После перехода М. А. Угловской-Сычёвой на руководящую работу, мастером по изготовлению и припуску состава черни стала Мария Дмитриевна Кузнецова. Крестьянка из деревни Жигулёво, Устюжского района, она недолго училась в школе. С пятнадцати лет ей пришлось поступить на работу в совхоз «Робеспьерово». Здесь она проработала 8 лет. В 1936 году ей удалось стать ученицей в артели «Северная чернь». Мария Дмитриевна признаётся, что её очень интересовала эта работа ещё задолго до поступления в артель.

Кузнецова Манефа Дмитриевна (1913–2005);

Шкатулка «Гимн труду» («Стройки коммунизма»), Всероссийский музей декоративного искусства. Трудились над данной шкатулкой:
Евстафий Павлович Шильниковский (художник)
Валентина Александровна Якушева (гравёр)
Александр Евграфович Титов (ювелир)
Манефа Дмитриевна Кузнецова (черневик)
Вологодская область, Великий Устюг 1960-е годы.




Она училась у М. П. Чиркова и М. А. Угловской гравёрному и черневому делу. Через семь месяцев Мария Дмитриевна стала работать самостоятельно. Надо отдать справедливость М. Д. Кузнецовой – она успешно освоила это художественное ремесло, особенно процесс составления черни. В этом деле она постигла все тонкости. С 1938 года она самостоятельно составляет и плавит чернь. С 1946 года она работает мастером-бригадиром черневого процесса.
За хорошую работу ей присвоен диплом мастера 2-й степени, она неоднократно награждалась почётными грамотами и денежными премиями.

Елизавета Тропина

 

После выхода Шильниковского Е.П. в 1962 году на пенсию, отдел художников длительный период возглавляла Елизавета Фёдоровна Тропина.

Родилась Елизавета Федоровна 20.07.1930 г. в селе Луньга Козловского района Мордовской АССР. Училась в Красносельском училище художественной обработки металлов (1949-1953гг.). С 1953 года постоянно жила и работала в Великом Устюге Вологодской области.

С самого начала своей трудовой деятельности она стремилась найти свое решение черневого рисунка, добивалась его общей декоративности, как наиболее характерной особенности устюгской черни XVII века.

Елизаветой Федоровной создано более 1000 моделей изделий из серебра с черневым рисунком.

За заслуги в развитии чернения по серебру и успешную творческую работу Тропиной Е.Ф. в 1977 году присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1978 г., занесена в книгу Почета завода.

Авторские работы Елизаветы Федоровны Тропиной, представленные на многочисленных выставках в России и за рубежом, находящиеся в коллекциях ведущих музеев страны, приумножают славу нашего древнего и великого города.

Во многом под влиянием творчества Елизаветы Фёдоровны сложились особенности современного направления развития «Северной черни». Созданные ею работы отличаются талантливыми стилизациями, продуманными декоративными решениями, гармоничными сложенными орнаментами.

Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода и по сей день развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.



Есть ценности не подвластные времени и капризной моде. Мы уверены, что наши уникальные и оригинальные изделия из серебра принесут в Ваш дом добро, гармонию и красоту.

Ознакомиться с полным ассортиментом изделий и приобрести изделия из серебра 925 пробы ЗАО «Северная чернь» вы можете в интернет-магазине «Северная чернь» на официальном сайте www.sevchern.ruтел: 8 921 060 85 35, e-mail: zakaz@sevchern.ru

 Доставка для интернет-покупателей на всей территории России осуществляется курьерской службой бесплатно.

 Вы можете приобрести изделия с северной чернью в ювелирных магазинах партнеров, если они находятся в вашем городе. Всю необходимую информацию о партнерах вы также можете получить на сайте.

Источник: Северная чернь
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом