Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Изделия «современного стиля» (модерн) и неорусского стиля в творчестве художников и мастеров фирмы Фаберже.

4 апреля 2023
Скурлов В. В.

 

Федор Рюкерт для Фаберже. Чарка «Петух» ок. 1910-1917. Фото 1stdibs

Статья предназначена историкам ювелирного искусства, антикварам и любителям искусства. Скачать статью в формате pdf

Автором поставлена задача исследовать генезис и реализацию стиля модерн в продукции всемирно известной ювелирной фирмы Фаберже. Актуальность проблемы обусловлена появлением и накоплением громадного массива изделий Фаберже на антикварном рынке и в коллекциях, необходимостью теоретического обоснования стилистических признаков, устранения разногласий в терминологии зарубежных и отечественных исследователей, дифференциации определений модерна и решения проблемы генезиса неорусского стиля в творчестве художников и мастеров фирмы Фаберже.
Проработаны основные монографии и каталоги выставок за период более чем 60 лет, определены мастера формы, работавшие в стиле модерн, уточнены биографии ювелира Виктора Аарне, которого в фирме называли «наш Лалик» и московского мастера – живописца по эмали Федора Рюкерта. Установлено, что в целом доля изделий в стиле модерн и неорусском стиле составляет не менее 5%, но по бриллиантовой группе – не менее 25%, в творчестве В. Аарне не менее 20%, а в продукции мастерской Федора Рюкерта – не менее 30%. Определены художники-композиторы (дизайнеры), создававшие проекты в этих стилях, и определены временные границы активного функционирования для петербургского и московского отделений во времени. Эти границы не совпадают с периодизацией архитектурного модерна в обеих столицах. Выявлено влияние заказчиков-клиентов из привилегированных классов на творческие решения дизайнеров.
Изделия в новейшем стиле не предполагали тиражности.

Источник: academia.edu
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом