Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Польские ювелиры Мария и Павел Феткевичи

13 апреля 2023
Редакция

кольцо «Маленький мир», 1964-69 гг.

Мария(1934–2015) и Павел Феткевичи (Paweł Fietkiewicz (1930–2015) – первые современные польские художники, которые относились к украшениям из серебра и янтаря как к произведению искусства. В 1960-е годы возникла так называемая польская школа янтаря и серебра, которая принесла польскому ювелирному делу и янтарю большую популярность в мире. Их искусство вернуло янтарю его законное место и вызвало повышенный интерес к янтарю со стороны других художников. Изделия с янтарем из аляповатых изделий массового производства превратились в утонченные, неповторимые художественные формы.

Выпускники Академии художеств (живопись- Мария, скульптура- Павел), наделенные эстетическим чутьем, нашли свой способ подчеркнуть красоту янтаря в украшениях. Отобранные самые красивые самородки, которые после шлифовки показали безграничное богатство пейзажей, были оформлены в лепные рамы, напоминающие рамы для картин. Разработанную Павлом Феткевичем фирменную технику закрепки драгоценных камней, особенно янтаря, заключающуюся в обвязывании камня несколькими, иногда даже дюжиной или около того, серебряными декоративными лентами, специалисты-ювелиры назвали «техникой умноженной карги». Семья Феткевич достигла мастерства в формировании этих креплений, изменяя тип, ритм и глубину вырезов в отдельных каргах. Их работа представляла собой постоянный процесс поиска новых эстетических и технических решений.

Лавры достаются Марии и Павлу Феткевичам за четыре основных вопроса, над которыми они имели абсолютную власть: за большое усердие и уважение к мастерской, за творческое и независимое использование традиций старого художественного мастерства, за художественную чувствительность, которая всегда ведет их к изящным формам, утонченным, безупречным композициям. И, наконец, о необычайном: с юности, на протяжении всей жизни они работали вместе, и все же каждый из них сохранил свою индивидуальность, выразительность, другими словами - самостоятельную "художественную душу". Единственное, что их объединяло, — это атмосфера, в которой они работали, полная тишины, умиротворения и разделения чувств при критической оценке исполняемых ими произведений.
Представленное кольцо «Маленький мир», датированное 1964-69 гг., находится в коллекции Музея янтаря в Гданьске и является одним из более чем 30 произведений Марии и Павла Феткевич в коллекции современного янтарного искусства этого учреждения. Работы авторов также можно увидеть, например, в Замковом музее в Мальборке и Музее в Гливицах. Подавляющее большинство остается в частных коллекциях.

Работы художников из собрания Музея в Гливицах:

Подвеска и фрагмент кулона  на цепочке; янтарь, серебро, фабричная цепочка;  автор Павел Феткевич, 1970, собрание Музея в Гливицах, фото: Войцех Турковский

Браслет; янтарь, серебро;  автор Павел Феткевич, 1974, собрание Музея в Гливицах, фото: Войцех Турковский

Колье; янтарь, серебро;  автор Павел Феткевич, 1974, собрание Музея в Гливицах, фото: Войцех Турковский

Брошь; янтарь, серебро;  автор Павел Феткевич, 1974, собрание Музея в Гливицах, фото: Войцех Турковский

 

Источник: amber.com.pl
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом