Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Птицы Жорожа Брака в мельчайших деталях

28 апреля 2023
Настя Ивлеева

 

Размышляя о символах последних лет в моде, искусстве и в мире, автор сайта Lostinjewels не могла найти более подходящий образ, чем птица. Их много в украшениях, некоторые олицетворяли самые трудные времена, некоторые давали надежду и вдохновение. Потом мы подумали о мире и творчестве. И всплыло имя Жоржа Брака. Имеется серия студийных картин, созданных им в 1949-1956 гг., состоящая из восьми масштабных полотен и сочетающая в себе элементы интерьера и натюрморта. Эти глубокие землистые тона монументальной многослойности пронизывает фигура большой белой птицы с распростертыми крыльями, лейтмотив всего позднего творчества художника.

О пути и эстетике Брака в ювелирном деле я, Настя Ивлеева, спросила Дидье Хапеслага, соучредителя лондонской галереи Didier, Ltd. , специализирующейся на ювелирных украшениях, созданных выдающимися художниками XX века. Он является одним из самых известных экспертов в области художественных украшений, с репутацией поставщика самых необычных украшений, и он любезно согласился поделиться своими знаниями и исследованиями в области творений художника с нашими читателями. Я хочу поблагодарить его за сложную и запутанную историю, которую мы с удовольствием узнаем.

Н.И.: В 1953 году ему поручили расписать потолок в Лувре: две черные птицы на темно-синем фоне. Это огромная честь для живого художника. 10 лет спустя, в 1963 году, в Марсанском павильоне музея прошла выставка «Bijoux de Braque». Как он начал создавать украшения?

Первая драгоценность появилась, когда Брак вырезал маленькую фотографию Тет Грек и надел ее на палец, следующим шагом вперед стал Эгер де Левенфельд, гранильщик, вырезавший из черно-белого оникса камею на основе головы грека. Первое кольцо было подарено Браку на его 80-летие, а второе - на его 81-й (и последний) день рождения в мае 1963 года. Оба кольца были завещаны французскому государству после его смерти. Кольца в настоящее время выставлены в Национальном музее современного искусства, подаренные мадам Брак в 1965 году.

Групповой снимок трех брошей трех разных видов птицы «Титнос». Предоставлено Didier Ltd, Лондон ( @didierltd и @artistjewel )

 Брак назвал Хегера де Левенфельда «продолжением моей руки»? Было ли их сотрудничество успешным? Были трудности?

Эгер де Левенфельд стал другом и ежедневным гостем прикованного к постели художника, который рисовал гуашью драгоценности, а Эгер приносил прототипы на утверждение. После многих испытаний Лёвенфельд сделал все правильно, и когда это произошло и мастер был удовлетворен, Брак переподписывал оригинальную гуашь и разрешал ювелиру производить ее.

По сути, это контракты, в некоторых случаях подписываемые до трех раз. Это дает разрешение на продажу драгоценного камня в согласованном количестве и материалах. Подпись воспроизведена на произведении в ранних версиях, а не в тиражах, выпущенных после его смерти, вместо этого написано BIJOUX DE BRAQUE заглавными буквами, а не оригинальная подпись курсивом.

Между Браком и Левенфельдом не было никаких трудностей. Позже, когда Левенфельд умер, его мастер в мастерской Арманд Исраэль унаследовал права (как говорят во Франции), но тут-то и начались проблемы. Он переиздал многие модели, которые были не так хорошо сделаны, с обрезанными углами.

Мы, как галерея, этим не занимаемся и предпочитаем работать только с прижизненными работами и избегаем посмертных работ. И это относится ко всем нашим драгоценностям всех художников, если нет выбора.

 Украшения Брака скульптурны, фактурны, тактильны. Он работал только с золотом и драгоценными камнями. Имеет ли значение материал в его украшениях?

Материалы полностью имеют значение для художника. Как вы упомянули, Хегер де Лёвенфельд был продолжением его рук, поскольку он больше не мог ходить, все было принесено к его постели. Цвет драгоценных камней, текстура золота, отделка, булавки, полировка драгоценных камней имели большое значение для Брака, так как все было связано с тем, как выглядело готовое изделие. Поскольку Брак ненавидел полированное золото и использовал песок во всех своих картинах, чтобы избежать гладких поверхностей, Хегер придумал текстуру, основанную на этом.

Брак. Уникальная фактурная брошь «Hélèna» из золота, бирюзовой эмали и бриллиантов. Предоставлено Didier Ltd, Лондон ( @didierltd и @artistjewel )

 

Брак ограничивал себя в драгоценных камнях красным (рубин, яшма, топаз), белым (алмаз, лунный камень), синим (сапфир, лазурит, бирюза), зеленым (изумруд, нефрит, нефрит) и иногда желтым (топаз). То же самое для цветов эмали, которые были ограничены черным, белым, красным, зеленым и синим. 

Обычно только глаз птицы представляет собой небольшой драгоценный камень, а тело - текстурированное желтое золото. Хотя версий из серебра и белого золота тоже есть немного. Его версии из стерлингового серебра не были так популярны, поэтому мы видим очень мало из них на рынке. И поскольку наши клиенты предпочитают и могут себе позволить золотые версии, мы не покупаем много серебряных или серебряных позолоченных.

 Что побудило вас начать коллекционировать украшения Жоржа Брака? Какую первую птицу вы купили?

Мы начали собирать драгоценности Брака почти 20 лет назад. Нашей первой покупкой была двойная брошь в виде птицы Zetes и Calais, которая была очень ценной по сравнению с другими произведениями искусства Брака. Картины продавались за миллионы, а скульптуры за сотни тысяч, гравюры также росли, и за малую часть всего вышеперечисленного можно было купить золотую булавку. Никто особо не интересовался, и Арманд Исраэль тогда еще продавал свои новые версии. Таким образом, мы могли видеть, что подержанный оригинал был намного дешевле, чем новый вторичный выпуск.

Крупная брошь из фактурного золота 18 карат с двойной застежкой в ​​виде двух птиц, летящих в разные стороны. Предоставлено Didier Ltd, Лондон ( @didierltd и @artistjewel )

Все эти птицы основаны на греческих мифах, и у всех есть своя история в репертуаре Брака. Тот факт, что они были недооценены, побудил нас купить больше, и теперь мы создали большую коллекцию из более чем 20 различных драгоценностей.

Полагаю, что отследить важные фрагменты довольно сложно. Можете ли вы рассказать какую-нибудь интересную историю об одной из драгоценностей в виде птиц в вашей коллекции?

Отследить их сложно и хлопотно. Более 30 лет назад, когда умер Лёвенфельд, на аукционе Christie's в Женеве была проведена замечательная распродажа его поместья, и каталог послужил источником вдохновения. Цены были высокими, так как это было самое лучшее происхождение, какое только можно было получить. Это были настоящие экспонаты с выставки 1963 года и исходники, которые так и не были проданы. В то время у нас не было возможности купить их, хотя мы знали о распродаже. В последующие годы мы приобрели многие из этих изделий по первоначальной цене, когда они вернулись на рынок.  

Ожерелье Посейдона. Рисунок Брака. Предоставлено Didier Ltd, Лондон ( @didierltd и @artistjewel )

Брак. Уникальное колье «Посейдон» из золота и бриллиантов. Предоставлено Didier Ltd, Лондон ( @didierltd и @artistjewel )

Один появился на распродаже Стэнли Сигера на аукционе Sotheby’s в Лондоне, и мы вели всемогущую битву, чтобы приобрести его намного дороже эстимейта. Но он был уникален и теперь имел два великих происхождения. Еще одно всплыло в Соединенных Штатах, снова уникальное и легко узнаваемое нами. Он был куплен лондонским дилером на первоначальной распродаже и продан американскому коллекционеру. 20 лет спустя он снова появился на маловероятной распродаже. Еще два были приобретены на очень малоизвестном французском провинциальном аукционе; как они туда попали, мы можем только догадываться. Достаточно сказать, что они сделали наш день, когда мы обнаружили и купили этих двух птиц, поскольку они так хорошо показывают различные стадии прототипов. Теперь у нас есть три версии одной и той же птицы с различными сочетаниями цвета и фактуры, одобренные мастером.

У каждой драгоценности есть своя история, не только о ее создании, но и о последующих путешествиях и владельцах. Происхождение является очень важным фактором в нашем мире подержанных товаров или антиквариата. А хорошая история всегда усиливает объект.

 Актуальны ли его птицы сегодня? Есть ли интерес на арт-рынке?

Didier Haspeslagh: Да, эти драгоценности очень актуальны сегодня, поскольку они открываются заново и постепенно снова становятся популярными после 50-летнего перерыва. Как и большинство других циклов, он появился снова и станет еще более актуальным, когда на рынок выйдет все больше коллекционеров. Появление Интернета также очень помогло ускорить процесс, мы можем видеть далеко и широко, и то, что мы собрали за последние десять лет, заняло бы несколько жизней в прошлом до всемирной паутины.

Какая ваша любимая птица Брака?

Моей жемчужиной в виде птицы Святого Грааля от Braque было бы найти украденный кулон Peleas&Nele с оригинальной цепочкой, который пропал без вести по пути в Метрополитен-музей в Нью-Йорке в начале 1960-х годов.

Групповой снимок колье, броши и кольца с эмалированной птицей «Prucris». Предоставлено Didier Ltd, Лондон ( @didierltd и @artistjewel )

Впоследствии он был переделан, и эта версия теперь находится в их коллекции. Единственная другая версия, проданная на распродаже в Женеве, также где-то продается, и если она снова появится, я был бы счастлив согласиться на эту версию. В конце концов, это была жемчужина на афише выставки 1963 года.
 

Источник: lostinjewels.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом