Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ар-нуво и ар-деко: в чем разница?

17 июля 2023
Редакция

Ар-нуво и ар-деко — это два революционных движения в искусстве и дизайне, зародившиеся в конце 19- го и начале 20- го века. Помимо похожего названия, у них много общего; оба движения пришли из Европы, и каждое по-своему отреагировало на промышленную революцию. Оба стиля  возникли из относительно скромных начинаний, в конечном итоге распространившись по всему миру и навсегда изменив культурный ландшафт. Оба движения также считали искусство неделимым, и их стили распространялись на огромное количество различных дисциплин, от книжной иллюстрации и живописи до архитектуры и ювелирных украшений. Из-за этих совпадений можно легко спутать два стиля. Итак, имея это в виду, давайте рассмотрим основные различия, которые помогают нам четко различать ар-нуво и ар-деко.

Ар-нуво органичен

Органический дизайн в стиле модерн

Серебряный портсигар с эмалью в стиле модерн выполнен по мотивам Альфонса Мухи, 1902 г., изображение предоставлено Bonhams

 

Мы можем узнать стиль модерн по его витиевато-органическим, плавным образам и формам. Обычно они удлинены и преувеличены, чтобы усилить  драматическое воздействие. Природа была несомненным источником вдохновения, и многие дизайнеры имитировали изгибы и линии форм растений и цветов. Бесшовность и непрерывность были важными концепциями ар-нуво, взятыми из природы, отражая более широкое стремление ар-нуво органично соединить все формы визуального и прикладного искусства.

 

"Удар хлыста" — отличительная черта стиля ар-нуво

Эктор Гимар Парижское метро

Вход в метро Монсо в Париже│ | © МОССОТ; Светильник станции метро в стиле модерн  изображение предоставлено Culture Trip.

 

«Хлыстовый» завиток — определяющая черта ар-нуво: мы снова и снова видим, как он появляется в самых известных произведениях искусства и дизайна этого движения. Это декоративная буква «S», которая предполагает извилистую динамику, а ее смелая, уверенная форма знаменует собой радикальный отход от условностей прошлого. Фактически этот знак стал символом художественной свободы, вторя освободительному духу движения в стиле модерн. Взгляните, например, на новаторские иллюстрации английского художника и иллюстратора конца XIX века Обри Бердлея с их закрученными S-образными формами или знаменитые ворота французского архитектора и дизайнера Гектора Гимара для ворот, ведущих в парижское метро, ​​спроектированные в 1900 году.

 

Ар-деко угловатый и обтекаемый

Плакат в стиле ар-деко

Дизайн плаката в стиле ар-деко начала 20 века, изображение предоставлено Creative Review.

В отличие от декадентских плавных линий ар-нуво, для ар-деко характерна совершенно иная эстетика – угловатые формы и полированные поверхности. Вдохновленный технологиями, он перекликается с языком промышленности с ее вертикальными линиями, зигзагами и прямолинейными формами. В стиле ар-деко также использовались новейшие высокотехнологичные материалы, такие как нержавеющая сталь, алюминий и стекло, часто отполированные до блеска, чтобы подчеркнуть совершенно современный вид. Интересно, что ар-деко также обращался к гораздо более старым отсылкам, особенно к граненой архитектуре Вавилона, Ассирии, Древнего Египта и ацтекской Мексики.

 

В Нью-Йорке есть несколько икон стиля ар-деко

Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Знаменитый Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, изображение предоставлено Digital Spy

 

Некоторые из самых выдающихся примеров дизайна в стиле ар-деко можно найти в Нью-Йорке. Среди них потрясающее Крайслер-билдинг, спроектированное архитектором Уильямом Ван Аленом, с полированным шпилем из нержавеющей стали, ставшим эмблемой современности. Эмпайр -стейт-билдинг, спроектированный Shreve, Lamb & Harmon, — еще одна эмблема эпохи ар-деко, построенная в 1931 году, со смелыми угловатыми формами и обтекаемой простотой, которая наполняла город Нью-Йорк надеждой и оптимизмом в послевоенное время. будущее.

 

Ар-нуво и ар-деко возникли в разных местах

Дизайн книги Уильяма Морриса «Искусства и ремесла»

Эскиз книжной страницы Уильяма Морриса в стиле раннего модерна, 1892 год, изображение предоставлено Christie’s.

 

Хотя в настоящее время ар-нуво и ар-деко признаны международными тенденциями стиля, их корни лежат в разных местах. Начало ар-нуво восходит к сельской Англии и Движению искусств и ремесел , которое делало упор на формы растений и традиционное мастерство. Позже модерн распространился в Австрию, а затем стал господствовать в Европе и достиг Соединенных Штатов. Ар-деко, напротив, был основан Гектором Гимаром в Париже, а затем распространился по Европе и Соединенным Штатам, достигнув высшей точки в эпоху джаза в Нью-Йорке 1930-х годов.

 

Ар-нуво на первом месте, а ар-деко на втором

Тамара де Лемпицка живопись арт-деко

Тамара Де Лемпицка, Les Jeunes Filles, 1930, изображение предоставлено Christie’s

 

Время каждого движения также было совершенно разным. Первым пришел модерн, просуществовавший примерно с 1880 по 1914 год. Ар-деко появился позже, после Первой мировой войны. Это различие важно с политической точки зрения, потому что ар-нуво был посвящен причудливой романтике и эскапизму, царившим в довоенном обществе, а после войны он больше не соответствовал духу времени. Напротив, ар-деко был послевоенным празднованием в конце конфликта, бескомпромиссным стилем модернизма для новой эры, который был наполнен джазовой музыкой, хлопушками и лихорадкой вечеринок, как это запечатлено в снисходительном искусстве Тамары Де Лемпицка.

Источник: thecollector
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом