Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Георгианские украшения символизируют нечто большее, чем богатство

7 ноября 2023
Сюзанна Фаулер

Георгианский период  относится к правлению трех королей Георгов и охватывает примерно сто лет, начиная с восшествия на престол короля Георга I в 1714 году.

Основное внимание  на выставке было уделено языку одежды,  однако украшения той эпохи также говорят о многом.

«Как и одежда, украшения могут использоваться для передачи сообщений о влиянии владельца», — сообщила журналисту газеты Нью-Йорк Таймс куратор выставки Анна Рейнольдс. «Драгоценности могли использоваться для обозначения династических связей — невеста может отметить свой брак, появившись при дворе в семейных драгоценностях своей новой семьи».

Выставка прослеживает время от восшествия на престол Георга I в 1714 году до смерти Георга IV в 1830 году, подробно описывая моду того времени: от прекрасных платьев и драгоценностей, которые носили при дворе, до утилитарных нарядов.

Кольцо, которое носила королева Шарлотта. На нем изображен миниатюрный портрет ее мужа Георга III, расположенный под большим бриллиантом портретной огранки. Королевский фонд коллекции/Его Величества короля Карла III

«Для георгианской элиты  драгоценности были формой портативного богатства, передаваемого из поколения в поколение», — пишет г-жа Рейнольдс. В Королевской коллекции есть несколько экземпляров XVIII века, но среди немногих ярких экспонатов выставки есть кольцо, принадлежавшее королеве Шарлотте. На нем изображен миниатюрный портрет ее мужа Георга III, видимый под большим бриллиантом портретной огранки, окруженный бриллиантами меньшего размера.

«Это очень личная вещь», — написала куратор. «Кольцо подарили королеве в день ее свадьбы, и она носила его на мизинце правой руки. Ей также подарили бриллиантовое «кольцо-хранитель», предназначенное для того, чтобы ее обручальное кольцо не соскользнуло».

На кольце-хранителе было выгравировано 8 сентября 1761 года, дата свадьбы. «Шарлотта Папендик, помощница хранительницы мантии королевы Шарлотты, записала, что королева отказывалась носить какие-либо другие кольца на этом пальце, хотя это было в моде», — сказала позже г-жа Рейнольдс по телефону.

 

Придворное платье, которое, как было зарегистрировано, носили в 1760-х годах.

 

Придворное платье, которое, как было зарегистрировано, носили в 1760-х годах. Fashion Museum Bath

Эта сентиментальность – отличительная черта георгианских ювелирных изделий.

Джон Бенджамин, историк ювелирного искусства,  сообщил, что «георгианские драгоценности часто обладают важными характеристиками, которых может не хватать викторианским и более поздним ювелирным изделиям. Речь идет об интимности».

Он привел примеры, в том числе «простое золотое мемориальное кольцо с прядью волос и именем умершего; золотая брошь в форме сердца с полужемчужинами и красивым драгоценным камнем в фольге, например, розовым топазом; или золотой замок в форме сердца, усыпанный разнообразными драгоценными камнями, причем первая буква названия каждого драгоценного камня образует сентиментальное послание, например  Regard (с уважением) или Dearest (самый дорогой).

Драгоценности той эпохи «предоставили идеальное средство для передачи искреннего обожания, чувств и бессмертной любви», писал он.

Такой знак любви можно увидеть на выставке в портрете королевы Шарлотты художника Йохана Йозефа Цоффани. Королева изображена в жемчужных браслетах: на одной из застежек закреплена миниатюра ее мужа, окруженная бриллиантами, написанная на слоновой кости Иеремией Мейером. По словам г-жи Рейнольдс, на другой застежке, не видимой на картине, находились волосы короля и шифр.

Серебряный браслет с подвесками из позолоты, эмали, бриллиантов, жемчуга и слоновой кости с девятью медальонами. Шестьиз них содержат пряди волос, символизирующие сентиментальность георгианских украшений. Фото: Королевский фонд коллекций Карла III

Еще одним сентиментальным украшением является серебряный браслет с позолотой, эмалью, бриллиантами, жемчугом и слоновой костью, украшенный девятью свисающими медальонами: шесть с прядями волос и один, миниатюрой левого глаза, предположительно принадлежавшего одной из внучек королевы Шарлотты.

Поскольку стоимость драгоценных камней намного превышала стоимость оправ, еще одной тенденцией того периода стало перепрофилирование одежды и  украшений - практика, которая перекликается с сегодняшним стремлением к устойчивому развитию и страстью к покупкам подержанных вещей.

Это также помогает объяснить, почему лишь немногие произведения того периода до сих пор сохранились в своей первоначальной форме и поэтому их трудно связать с их первоначальным создателем. «Текстиль и драгоценности были дорогими и постоянно перерабатывались», — написала г-жа Рейнольдс.

Так несколько пуговиц фрака Георга III стали основой ожерелья из жемчуга, золота и эмали, которое было показано на выставке. Другие пуговицы из того же предмета одежды помогли сформировать «браслет, три броши и пару серег — вероятно, по просьбе королевы Аделаиды, жены Вильгельма IV», — написала г-жа Рейнольдс.

На выставке также использованы картины, показывающие, как украшали себя в те времена. Среди них портрет королевы Шарлотты в полный рост, написанный Томасом Гейнсборо при свете свечей, который обычно висит в Виндзорском замке. На ней изображено колье из многониточного жемчуга и браслеты из многониточного жемчуга на каждом запястье:

Г-жа Рейнольдс сказала, что на таких старинных портретах, как правило, изображены те украшения, которые чаще всего носят в течение дня, а не более сложные украшения, предназначенные для официальных случаев при дворе.

Гравюра с изображением человека, идентифицированного как прачка королевы Шарлотты.  Лента на ее шее — образец произведений рабочего класса, представленных на выставке.

Гравюра с изображением прачки королевы Шарлотты (предположительно). Лента на ее шее — образец украшений, популярных у  рабочего класса.  Фото: королевский фонд 

Хотя большая часть ювелирных изделий на выставке посвящена членам королевской семьи и их двору, она включала в себя изделия, изготовленные из менее дорогих материалов, таких как шатлен из веджвудского фарфора  и граненой стали, которые использовались для ношения таких предметов, как ключи или часы. Другой пример украшений рабочего класса можно увидеть на гравюре , изображающей прачку королевы Шарлотты с лентой на шее.

Шатлен из граненой стали с веджвудскими бусинами из керамограниты, украшенный расходящимися листьями и звездами; в центре находится шестиугольная пластина, украшенная фигурой Купидона

Мужчины в георгианскую эпоху избегали колец и ожерелий, предпочитая украшенные драгоценными камнями печати, часы, пряжки для обуви и пуговицы. «Пуговицы считались в первую очередь мужским элементом одежды в 18 веке и часто носили не только функциональный, но и декоративный характер», — писала г-жа Рейнольдс. «Пуговицы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, были модны для официальных случаев, хотя для повседневной носки использовалось множество других материалов, включая перламутр, стекло, граненую сталь, латунь и эмаль».

Еще одним предметом, который обычно носили мужчины, которые могли себе это позволить, был очень декоративный брелок из драгоценных металлов и драгоценных камней, прикрепленный к одежде цепочкой или лентой. «К ним относились часы и печати, — писал куратор, — которые часто вешались под жилетом, чтобы к ним можно было легко добраться при написании писем».

В целом, как писала г-жа Рейнольдс, «ювелирные оправы в 18 веке были, как правило, более тонкими, чем в предыдущие годы. В первой половине века новые популярные мотивы включали ленточные банты, ракушки и натуралистичные цветы, а в конце 18 века наблюдался рост неоклассических форм, таких как греческие ключи, жимолость и пальметты».

Эксперты по грузинским украшениям говорят, что этот стиль сегодня остается таким же универсальным и неизменно шикарным, как и тогда, когда он был создан. (Это даже имеет место, когда его носят с платьем ампирного силуэта позднего георгианского периода, как те, которые показаны на многих женщинах в сериале Netflix «Бриджертоны».)

Представьте себе, сказал г-н Бенджамин, который был назначен почетным советником по ювелирным изделиям Национального фонда в 2021 году, «одну пуговицу с георгианским бриллиантом, которую сочувственно превратили в кольцо, или пару бриллиантов эпохи Регентства, со вкусом переделанную в пару современных сережек. Прекрасное достоинство  ювелирных изделий  этого периода заключается в том, насколько они удобны для ношения и сегодня».

Источник: nytimes.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом