Дизайн Макса Эрнста, исполнение Франсуа Гюго
Франсуа Гюго (1899-1982) – ювелир, чьё имя неотделимо от истории французского искусства XX века. Он был правнуком Виктора Гюго и братом художника Жана Гюго, но прославился не только своим происхождением. Его мастерская, располагавшаяся сначала на улице дю Фобур Сен-Оноре, 157 в Париже, а позже в Экс-ан-Провансе, стала местом, где переплетались различные виды искусства. Гюго был не только ювелиром, но и переплётчиком, краснодеревщиком, керамистом и медником. Он создавал собственные ювелирные изделия, но его подлинное призвание заключалось в сотрудничестве с величайшими художниками эпохи.
Золотая подвеска, клеймо-подпись художника Кокто, клеймо ювелира Франсуа Гюго,
В послевоенные сороковые годы, в период восстановления Франции, Франсуа Гюго и его жена Моника основали Ateliers Hugo. Первоначально мастерская занималась изготовлением эмалевых и металлических пуговиц и других аксессуаров для модных домов, таких как Chanel и Elsa Schiaparelli.
Среди друзей Гюго были выдающиеся деятели искусства, включая Андре Дерена, который был шафером на его свадьбе, и Макса Эрнста. Однако судьбоносной стала встреча с Пабло Пикассо, инициировавшим их творческий союз. Как отмечает Джон Ричардсон, биограф Пикассо, художник испытывал трудности с поиском мастера, способного воплотить его ювелирные замыслы, так как дантист, ранее выполнявший эту работу, был слишком занят.
Фотография Пикассо с дарственной надписью Франсуа Гюго. Собственность Ateliers Hugo
В 1956 году Пикассо обратился к Франсуа Гюго. Историк искусства предложил кандидатуру Гюго, опытного инженера с умелыми руками, который во время Второй мировой войны и в последующие годы занимался изготовлением пуговиц на заказ.
Их сотрудничество положило начало новому направлению в искусстве. Вскоре другие художники, такие как Макс Эрнст, Жан Кокто и Андре Дерен, последовали примеру Пикассо. Франсуа Гюго работал также с Жаном Арпом, Доротеей Таннинг, Жаном Дюбюффе, Жаном Люрса и Роберто Матта, создавая серии работ ограниченным тиражом. К проекту присоединились и новые художники, такие как Арман и Корнель ван Беверлоо. Эти работы, созданные в тесном союзе художника и ювелира, стали важной вехой в истории ювелирного искусства XX века; они ознаменовали тот период, когда ювелирные изделия стали восприниматься не только как предметы роскоши, но и как полноценная форма художественного выражения. Внук Франсуа, Николя Гюго подчеркивал, что в период с 1956 по 1961 год новаторы, включая Пикассо, Дерена, Эрнста и Кокто, экспериментировали с этим материалом, не задумываясь о коммерческой выгоде.
украшения Пикассо из золота, изготовленные Франсуа Гюго
Пабло Пикассо (1881-1973), Франсуа Гюго (1899-1982), Бык , серебряная тарелка
Источники:
https://www.louisaguinnessgallery.com/artists/39-max-ernst/overview/