Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Подборка рисунков ювелирных дизайнов из собрания V&A музея

10 ноября 2023
V&A museum

Музей начал приобретать их в 1877 году: три книги «Итальянских рисунков по металлу и ювелирным изделиям», датированные 1600-ми годами.

С тех пор коллекция выросла до более чем 3000 рисунков, начиная с конца 1500-х годов и заканчивая современными рисунками изделий из стали и пластика. Эти рисунки дают нам представление о процессе изготовления ювелирных изделий – от первоначальных эскизов идей до подробных презентационных рисунков. Они также проливают свет на отношения между дизайнерами, производителями и их клиентами. Вот некоторые из ярких моментов из нашей коллекции.

Самая ранняя группа рисунков ювелирного дизайна в коллекции — это альбом, сделанный торговцем и ювелиром Арнольдом Луллсом. Луллс родился в Антверпене и переехал в Англию около 1585 года и стал поставщиком ювелирных изделий для королевского двора. Детализированные рисунки в основном представляют собой подвески, серьги и броши. Альбом также содержит рукописные заметки, в которых перечислены заказы королевского двора и драгоценности, предоставленные в качестве придворных подарков, что дает нам важный исторический отчет о придворной жизни. Далее Луллс пишет о деловом партнерстве, качестве драгоценных камней и трудностях рынка. На одной странице даже подробно описан механизм ювелирной линзы. Альбом представляет собой увлекательный снимок ювелирного дела 16 века.

Ювелирные эскизы кулона и сережек с петлями в виде змеи, заглатывающей свой хвост, Арнольд Луллий, около 1585 – 1640, Великобритания. Номер музея. Д.6:11-1896. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

«Альбом Брогдена» содержит 1593 уникальных ювелирных изделия, датируемых 1848–1884 годами, и представляет собой бесценную информацию об одном из самых знаменитых английских производителей ювелирных изделий XIX века, Джоне Брогдене (1820–84). Брогден начал обучение у ювелира Дж. У. Гарланда в 1834 году, а затем стал партнером Дж. Х. Уотерстона, прежде чем открыть свою собственную фирму в 1865 году. Фирма Брогдена была известна своим мастерством и умением создавать ряд модных стилей; как видно на этой серьге из золота и эмали с камеей древней маски, созданной Шарлоттой Изабеллой Ньюман. Ньюман учился в Художественной школе Южного Кенсингтона и работал на Брогдена с середины 1860-х по 1884 год. Готовые серьги вместе с соответствующим ожерельем были выставлены на Международной выставке в Париже в 1867 году и теперь являются частью коллекции музея Виктории и Альберта.

(Слева направо:) Эскиз серьги, Шарлотта Изабелла Ньюман, около 1865 года, Лондон. Номер музея. Е.2:1221-1986. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Пара сережек со слоистыми агатовыми камеями, дизайн Шарлотты Изабеллы Ньюман, работы Джона Брогдена, 1867 год, Лондон. Номер музея. 734А-1890 и 734Б-1890. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В 1955 году музей приобрел альбом из более чем 500 образцов, в основном ювелирных изделий, дизайнера декоративно-прикладного искусства Генри Уилсона (1864–1934), подаренный  его дочерью Орреа Пернель. Первоначально Уилсон учился на архитектора, но в 1890-х годах увлекся работами по металлу. К 1901 году он преподавал этот предмет в Королевском колледже искусств, а в 1903 году опубликовал практическое руководство « Серебро и ювелирные изделия». Проекты в этом альбоме охватывают карьеру Уилсона с 1897 по 1912 год и показывают весь его рабочий процесс, от первоначальных эскизов до подробные примечания о том, как именно следует крепить камни. Здесь также есть примеры таких техник дизайна, как «выкалывание» — распространенный метод воспроизведения рисунков. По линиям оригинальной работы прокалываются отверстия, через которые проталкивается цветной порошок, точно воспроизводящий изображение на новой поверхности, как это требуется.

Дизайн кольца, Генри Уилсон, 1897–1912 гг., Великобритания или Италия. Номер музея. Е.669:312-1955. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Ювелирные изделия создаются не только как предметы красоты и украшения, но также могут быть активными объектами, выражающими глубокие личные, социальные и политические интересы. Брошь «Слезающая горькая корка» была разработана и изготовлена ​​в 1993 году американским ювелиром, активистом и педагогом Китом Льюисом (р. 1959). Это одна из серии брошей, которые он разработал в середине 1990-х годов в ответ на кризис СПИДа, борясь с муками вины выжившего.

Готовая брошь изображает стилизованное наклоненное туловище с раной на коже, нанесенной овощечисткой, спрятанной за спиной. Серебристо-позолоченная кожица усеяна точками, напоминающими кожуру цитрусовых, а зазубренная рана обнажает грубые темные металлические внутренности. В его дизайне броши фигура изображена в совершенно другой позе. Гораздо большая часть кожи была содрана, и овощечистка размахивается над головой фигуры. Изменяя позу, Льюис полностью меняет эмоции в произведении: от сильной тоски до смятения и стыда.

(Слева направо:) Эскиз броши «Отслаивание горькой кожуры», Кит Льюис, 1993 г., США. Номер музея. Е.609-2014. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Брошь «Отслаивание горькой кожуры», Кит Льюис, 1993 г., США. Номер музея. М.2-2014. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Иногда дизайнерские чертежи приобретаются музеем вместе с готовым ювелирным изделием. Однако, если изделие не поступает непосредственно от ювелира, эти рисунки обычно собираются отдельно. Одним из наиболее приятных аспектов нашей работы является обнаружение в наших коллекциях оригинальных рисунков готовых украшений. Эти рисунки дают нам увлекательное представление об эволюции дизайна в готовые изделия.

посмотреть эскизы и украшения из коллекции V&A

 

Источник: V&A museum
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом