Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Альберт Пейли (Albert Paley): телесные украшения

16 ноября 2023
Редакция

Альберт Пейли известен как скульптор с 1974 года, когда он получил национальное признание за создание кованых ворот Смитсоновской галереи Ренвик. Но свою карьеру он начал как ювелир.

Портальные ворота, 1974 г., из кованой и сборной стали, латуни, бронзы и меди. Галерея Ренвик, Национальный музей американского искусства Смитсоновского института

 

В начале шестидесятых он изучал скульптуру в Школе искусств Тайлера, когда прошел курс ювелирного дела у Стэнли Лехцина, руководителя ювелирного факультета школы. Лекцин, который в то время был пионером в использовании гальванопластики в ювелирных изделиях, стал наставником Пейли, и они вдвоем помогли сделать Филадельфию вершиной ремесленного движения в течение следующего десятилетия.

Пейли несколько лет совмещал небольшую скульптуру и ювелирные изделия, но к середине семидесятых скульптура, судя по бронежилетам, которые он делал тогда, стала набирать обороты. Например, этот огромный кулон имеет длину 48 с небольшим см и занимает всю длину женского туловища. Многие из его шейных украшений были такими же фаллическими.

«Я рассматривал украшения как вид искусства, а не как модный аксессуар. Масштаб связан с человеческой формой», — говорил в свое время Пейли. «Мои украшения не были плоскими и графическими, как многие другие украшения. Они были трёхмерными, как человеческое тело. Идея заключалась в телесном украшении».

Хотя его подвески часто были эротичными, броши, как правило, отражают его увлечение модерном и классической цивилизацией. Пейли увлекся древними этрусскими, римскими и греческими украшениями и изготовил серию фибул.

Даже когда его фибулы имели классическую форму (в отличие от той, что показана ниже), их ширина могла достигать пятнадцати сантиметров — их можно было носить, но они создавались в соответствии с представлением художника об идеальной женщине: сильной, независимой, «с определенной индивидуальностью, которая могла бы это выдержать». Как и большинство его украшений, эти большие броши намекают на предстоящую масштабную работу.

Брошь «Двойная фибула» Альберта Пейли из золота, серебра, бронзы, жемчуга, лунного камня и лабрадора, 1968 год.

Он сделал карьеру студийного (независимого) ювелира и преподавал ювелирное дело. «Весь художественный процесс, по сути, представляет собой исследование», — говорит он. «В то время я занимался исследованием таких материалов, как золото, серебро, медь, бронза. Сначала я использовал железо, как инструментальный мастер. Я делал колья, молотки и долота для изготовления украшений. Затем я начал рассматривать железо в контексте искусства».

В 1974 году, все еще работая художником-ювелиром, он представил рисунки для Портальных ворот Смитсоновской галереи Ренвик и, к своему удивлению, выиграл заказ. Это изменило его жизнь.

«Оглядываясь назад, скажу: никогда не думал, что это изменит мою карьеру так, как это произошло, но благодаря этим воротам я получил другие заказы, которые привели меня в контекст скульптуры», — говорит Пейли, которому в то время было 28 лет. Вскоре он обнаружил, что крупномасштабные скульптурные работы плохо сочетаются с изготовлением ювелирных изделий. «Сидеть за верстаком ювелира и размахивать молотком – это совершенно разные вещи».

Альберт Пейли, брошь, 1970 г., серебро, золото, слоновая кость, жемчуг, лабрадорит

Альберт Пейли, Кулон , 1973 г., золото, серебро, медь, лабрадор, лунный камень, нефрит, стекло, слоновая кость, Смитсоновский музей американского искусства

Он также был разочарован движением ювелирного искусства. «Эта сфера стала перенасыщенной и производной», — говорит он.

Вскоре после этого Пейли отказался от украшений, забирая их из разных галерей и запирая их. Три десятилетия спустя украшения, которые он сделал в шестидесятых и семидесятых годах, продаются на аукционе по ценам, которые сделали бы его счастливым человеком в дни его ювелирного дела. Брошь была продана в Центре искусств и аукционов Рагос в 2006 году за 30 000 долларов.

Пару лет назад он получил заказ на кулон и тихонько стряхнул пыль со своих ювелирных инструментов. «Когда я занимался ювелирными изделиями, никто не думал, что я когда-нибудь перестану этим заниматься, а когда я начал заниматься металлообработкой, никто не думал, что я когда-нибудь снова буду делать украшения», — говорит он.

Источник: thejewelryloupe
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом