Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Стэнли Лехцин (Stanley Lechtzin), пионер в гальванопластике

8 декабря 2023
Джессика Шейкетт

Том Маркусен (слева) и Стэнли Лехцин на мастер-классе гальванопластики в 1975 году в Школе искусств Тайлера в Филадельфии. Фото: Даниэлла Кернер, любезно предоставлено Элеанор Моти

Стэнли Лехцин (р. 1936) — художник-ювелир, использующий процесс гальванопластики, который позволяет ему создавать удобные, крупные и легкие украшения. Этот процесс также позволяет комбинировать материалы, которые раньше было трудно или невозможно получить, например, пластик. Он также создает работы с использованием системы автоматизированного проектирования (CAD).

Брошь 63-B работы Стэнли Лехцина, 1966 год, из стерлингового серебра, турмалина и жемчуга

Стэнли Лехцин, Torque 

Стэнли Лехцин, Torque 20F, 1985 г.

Стэнли Лехцин, Torque #25 F (1989), позолота, серебро, гальванопластика, жемчуг, 8 x 8,5 x 1,5 дюйма. Фото: Даниэлла Кернер

Стэнли Лехцин, браслет с уплотнительным кольцом PusHere, 2003 г.

 

«Богатая текстура и детализация, но слишком тяжелая для ношения». Вот что отметили члены жюри конкурса «Молодые американцы» 1962 года о литой золотой булавке Стэнли Лехцина. Этот дизайн принес художнику-ювелиру бронзовую медаль, но Лехцин принял отзыв близко к сердцу. Он начал экспериментировать с приложениями в области электрохимии и физики. В течение года, на Первом Всемирном конгрессе мастеров, он продемонстрировал новое применение 150-летней технологии: гальванопластики.

Лехцин признан пионером в использовании гальванопластики при создании легких ювелирных изделий и небольших предметов с замысловатыми, переплетающимися формами и искривленными металлическими поверхностями. Он преподавал этот процесс более 50 лет (а с 1988 года — компьютерное проектирование, или САD которым он также известен) в Школе искусств Тайлера при Университете Темпл в Филадельфии.

Что касается нашего ювелирного вопроса, мы попросили художника, члена Американского совета ремесленников, помочь нам понять корни процесса гальванопластики в производстве ювелирных изделий.

Так что же такое гальванопластика? 
«Электроформовка — это электролитический процесс, при котором металл наносится на матрицу, а затем полностью или частично удаляется», — говорит Лехцин. Матрица желаемой формы, изготовленная из такого материала, как воск или пенополистирол, помещается в раствор солей металлов. При подаче электрического тока металл электроосаждается на матрицу, создавая почти идеальную оболочку. Матрицу потом можно расплавить или сжечь. В отличие от гальваники, при которой металл прилипает и становится постоянной частью формы, гальванопластика используется для создания совершенно новых металлических объектов.

Где и когда оно зародилось?
Используемые принципы можно проследить до 1833 года и работы английского ученого Майкла Фарадея, чьи эксперименты привели к развитию индустрии металлического покрытия. С тех пор гальванопластика использовалась для всех видов промышленного применения на протяжении 19 и 20 веков, включая виниловые пластинки, изготовленные мастерами гальванопластики никеля.

По словам Лехцина, в период расцвета гальванопластики в 19 веке люди мечтали осушить Суэцкий канал, заполнить его раствором солей металлов и гальванопластикой подводных лодок. (Очевидно, этого никогда не происходило, но это не было немыслимо.) С тех пор «электроформовка существенно не изменилась», говорит Лехцин, «но она была усовершенствована». Он отмечает, что современная химия усовершенствовала этот процесс, позволив создавать электроформы, которые технически превосходят те, которые были возможны даже 20 лет назад.

Каковы некоторые из его преимуществ или ограничений?
Гальванопластика «позволяет создавать очень сложные структуры», — говорит Лехцин. Художники могут использовать его для создания очень тонких, точных и прочных металлических форм, которые при этом чрезвычайно легкие.

Хотя гальванопластика серебра и золота действительно включает в себя опасные химические вещества, в том числе серную кислоту и цианид, Лехцин не считает это ограничением. «Если человек потратит время на интуитивное понимание процесса, никогда не возникнет ситуация, когда что-то пойдет не так или выйдет из строя», — говорит он, добавляя: «Это не более опасно, чем большинство других процессов, с которыми можно столкнуться в ремеслах».

А как обстоят дела с гальванопластикой сегодня?
На протяжении 1970-х и 80-х годов гальванопластика как художественный процесс стремительно развивалась. Однако широкий энтузиазм по поводу этой техники утих в начале 1990-х годов, и сам Лехцин оставил ее позади, когда стали доступны приложения для 3D-печати и компьютерного проектирования. Но он предполагает, что когда дело касается технологий, все идет циклично.

«Нет никаких признаков того, что гальваника исчезнет, ​​поэтому до тех пор, пока гальваника широко используется в промышленных целях, а гальванопластика является ответвлением, она будет с нами», — говорит Лехцин. Тайлер, со своей стороны, содержит современную лабораторию гальванопластики, где студенты продолжают экспериментировать с ее применением в современных ювелирных изделиях и скульптурах.

Лехцин, вынужденный предсказать, с чем он – или данная область – может экспериментировать в будущем, кажется, ошеломлен. «Меня часто об этом спрашивают, учитывая мою историю, и на данный момент мне трудно заглянуть в будущее, как это было в прошлые годы», — говорит он. «Мы будем удивлены. Я буду удивлен».

Источники:

https://www.craftinamerica.org/artist/stanley-lechtzin/

https://www.craftcouncil.org/magazine/article/still-current

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом