Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Превращения кварца

21 декабря 2023
Юлия Ильина

Сергей Шиманский... Сегодня имя этого художника как знак качества в каменной пластике. В 1990-е годы он был одним из тех, кто не столько возрождал камнерезное дело в Санкт-Петербурге, сколько создавал нечто совершенно новое. Первую фигурку из твердого камня сделал вместе с Александром Корниловым (1965-2009) на пятом курсе художественно-графического факультета университета РГПУ им. А. И. Герцена в 1991 году. Через четыре года вместе с ним стал соучредителем «Школы камнерезного искусства». Каждая работа Александра Корнилова и Сергея Шиманского (иногда совместные) повергала в шок нетривиальностью идеи и высочайшим мастерством пластического исполнения. Объемные мозаики, интерьерные и художественные произведения, резьба по кварцу – во всем ощущался вызов времени. С начала 2009 года и до конца 2021 года Сергей Шиманский работал в «Творческой мастерской Сергея Фалькина». Сегодня он – свободный художник, каким, по сути, был всегда.

Художественные работы Сергея Шиманского находятся в фондах государственных музеев – в Эрмитаже, Музеях Московского Кремля и в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, а также в различных частных коллекциях. С 2022 года Сергей Шиманский является членом жюри Всероссийского конкурса камнерезного, ювелирного и гранильного искусства им. А. К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея». В период работы конкурсной выставки этого года два произведения художника временно демонстрируются в зале постоянной экспозиции «Авторское камнерезное искусство»: одно известное по многочисленным выставкам в родном Петербурге, Идар-Оберштайне и Москве, другое – только открылось миру.

Скульптура «Крик»
Вибрация звука, образ страдающего человека (не страх, а боль) и свето-цвето-теневая игра, какую может дать только кварц, соединились в этом произведении. Ассоциации и сравнения со знаменитой картиной Эдварда Мунка возможны: и узкое лицо - почти скелет, и красноватые оттенки камня, как красное небо с пастельных и масляных вариантов картины норвежца. Уплощенность скульптуры продиктована строением кристалла кварца, в который вписаны голова и длинная изогнутая шея – тоже, по-своему, отсылка к «эпохе сумерек». Один из самых сильных эмоциональных и драматичных образов в твердом камне.

Скульптура из раухцитрина на патинированной подставке из металла «Крик». 2011

Скульптура из раухцитрина на патинированной подставке из металла «Крик». 2011

Скульптура из раухцитрина на патинированной подставке из металла «Крик». 2011

Скульптура «Она» или «Бабочка. Превращение»
В прошлом году вне конкурса «Металл, камень, идея» в Музее была показана работа «Травы» («Он») из дымчатого кварца с включениями рутила. Узкое мужское лицо (близкое по типажу к «Крику», но спокойное и одухотворенное) под светом или в свете звездного неба. Космос и свобода. В это время на рабочем столе у художника уже жила остановленная в момент метаморфозы женская фигура – пара к Нему. Как не вспомнить, что Сергей Шиманский одним из лучших в резьбе по кварцу признает уральского мастера Вячеслава Оболенского (1970-2014), которому критики и коллеги по цеху дали прозвища «сюрреалиста в камне», «неканоничного камнереза» (а кто в пластике из твердого камня каноничен?). Он, действительно, умел превращать твердый, в кровь режущий руки кварц, в нечто иллюзорно пластичное, мягкое, текучее и гибкое. Здесь – в женском образе – слегка химеричном – это случилось. Неустойчивая, движущаяся внутри от игры света и цвета, изменчивая при круговом обзоре снаружи – женщина-бабочка была лишена опоры до того мгновения, как Сергей Шиманский не решился поместить ее в точно подогнанный стеклянный кокон-саркофаг-дом.

Скульптура из дымчатого кварца в коробке из антибликового стекла «Она» или «Бабочка. Превращение». 2022-2023

Скульптура из дымчатого кварца в коробке из антибликового стекла «Она» или «Бабочка. Превращение». 2022-2023

Скульптура из дымчатого кварца в коробке из антибликового стекла «Она» или «Бабочка. Превращение». 2022-2023

И можно остановиться в рассказе о смыслах этого произведения и дорисовать в воображении выпорхнувшую из плена собственного тела и плена кокона бабочку. А можно идти дальше, ведь стеклянные границы дали и новую историю, только усилив взаимодействие скульптуры «Он» и «Она». Возможно, даже развернув свои крылья, Она не станет разрушать этот хрупкий дом, а обживет и заполнит его так, как это свойственно женщинам, стремящимся всюду, где бы они не находились, создать атмосферу уюта и домашнего очага… Он, одновременно, стремится быть человеком мира, без рамок и ограничений. С какой мыслью уйти от витрины с бабочкой – решать зрителю.

Автор текста: директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге Юлия Ильина.

«Больше всего я люблю кварц и его производные. У этого минерала масса изумительных свойств, дающих художнику практически неограниченные возможности при работе с ним. Во-первых, это оптические свойства, конечно. Во-вторых, уникальные качества кварца как резьбового материала – он хрупкий, но податливый, обладает хорошей твердостью...»
Сергей Шиманский (из интервью корр. альманаха «Сизиф» в 2009)

Источник: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом