Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Как рисовать миры камнем?

14 марта 2024
Стеллен Воландес

«По мере того, как мои глаза привыкали к свету, — писал археолог Говард Картер, глядя на гробницу Тутанхамона, — детали комнаты внутри медленно появлялись из тумана: странные животные, статуи и золото — повсюду блеск золота».

Сможете ли вы записать все это на бриллиантовый браслет? Да, на самом деле ювелиры Van Cleef & Arpels действительно так и сделали.

После того, как Картер обнаружил гробницу Тутанхамона в 1922 году, Дом отразил возникшую в обществе египтоманию на браслетах, рассказывающих истории о фараонах, сфинксах, скарабеях и фениксах.

Каждая украшенная драгоценными камнями панель представляла собой иероглиф, написанный на алмазном фоне лазуритом и кораллом, бирюзой и сапфиром, рубином и изумрудом.

«Если бы вы попросили меня назвать 10 драгоценностей, которыми должен владеть коллекционер, — говорит Клейборн Пойндекстер, вице-президент и старший специалист ювелирного отдела Christie’s, — одним из них был бы повествовательный браслет Ван Клифа 1920-х годов». Эти драгоценности периода Возрождения Египта в стиле ар-деко уже давно являются предметами коллекционирования — и теперь они завоевали глобальную аудиторию коллекционеров и достигли статуса иконы.

Традиция создания повествовательных браслетов Ван Клиф началась с египетского возрождения 1920-х годов.

 

«В настоящее время их невозможно найти менее чем за миллион», — говорит Пойндекстер. Если, конечно, вы вообще сможете их найти. Драгоценности, созданные с этим уровнем мастерства, не изготавливаются в нескольких экземплярах. «Часть ценности заключается в их оригинальности», — говорит он. 

«Когда в 1906 году был основан Дом, любопытство к другим культурам, периодам и формам искусства было способом подпитывать воображение и порождать инновационные творения», — говорит генеральный директор и креативный директор Van Cleef & Arpels Николас Бос. «Наши первые браслеты-ленты датируются 1920-ми годами. Они были украшены абстрактными и геометрическими узорами, но вскоре возникла идея изображать образные сцены, в частности, в египетских браслетах. Отсюда, я думаю, естественно возникло воспроизведение пейзажей. Они позволяют захватывающее выражение наших источников вдохновения и высокого ювелирного мастерства».

Эта традиция нашла отражение в браслетах, рассказывающих истории Древнего Египта, а затем в браслетах, прославляющих характерный калифорнийский пейзаж, в коллекции высокого ювелирного искусства, вдохновленной Золотым штатом. В этот комплект 2009 года входил один повествовательный или «пейзажный» браслет California Beach: бриллианты, розовые и голубые сапфиры и оникс, создающие атмосферу дня на песке в окружении пальм и голубой воды, завершающегося сиреневым закатным небом с несколькими облаками. 

диаграмма

 

ФОТО БЕНУА ПЕЙЛИ. Традиция создания повествовательных браслетов Ван Клиф продолжилась в таких коллекциях, как California Reverie, 2009.

В последней коллекции высокого ювелирного искусства, основанной на образовательном путешествии, известном как Гранд-тур, браслет с пейзажем совершает обратный путь. Обряд посвящения с 17 по начало 19 веков, в основном для молодых аристократов, Гранд-тур включал в себя путешествие по Европе и возможность увидеть искусство, древность и архитектуру разных стран континента. Есть очень коллекционные образцы драгоценностей и сувениров Гран-Тура, которые привезли эти путешественники, браслеты с картинками, в которых каждое звено рассказывало классическую историю, в основном с помощью микромозаики. Элементы дизайна этих исторических произведений присутствуют в браслетах высокого ювелирного искусства Le Grand Tour от Van Cleef — и они разделяют стремление к визуальному рассказыванию историй в ювелирных изделиях — но мастерство гранильной обработки мастерской Van Cleef достигает такого уровня детализации, который позволяет браслету изображать венецианскую атмосферу  Большого канала из окон Дворца дожей, вдохновленный лордом Байроном, или сцену Неаполитанского залива с извержением Везувия на заднем плане, все в цветных сапфирах, цаворитах, спессартиновых гранатах и ​​рубинах.

браслет (эскиз) Венеция

У Каналетто были целые холсты, на которых он мог воссоздать Венецию в утреннем свете. Как это сделать в браслете? Драгоценности, созданные для Le Grand Tour, были воплощением мастерства, воображения и опыта. «Они выражают идею акварельных картин в путевом дневнике», — говорит Бос. «Превращение акварели в браслет, украшенный драгоценными камнями, — это одновременно очень интересная творческая разработка и техническая задача, которую я хотел продвинуть еще дальше. Это привело к созданию этой серии произведений, изображающих пейзажи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, которые напоминают настоящие картины, но полностью четко сформулированные, их очень сложная структура, требующая кропотливой работы для обеспечения гибкости. Мы хотели, чтобы они выглядели как акварели, сделанные из драгоценных камней».

 

Браслет "Рим"

 

 Эскиз браслета "Флоренция"

И хотя ни один дизайнер никогда не хочет назвать фаворита, Бос говорит: «Должен сказать, мне очень нравятся эти вещи».

Эта история появилась в мартовском номере журнала Town & Country за 2024 год

Источник: Town & Country
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом