Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Хорошая, плохая, злая: природа в ювелирных украшениях начала ХХ века

8 апреля 2024
Редакция

цветы

Искусство, по мнению Джона Раскина, влиятельного писателя британского движения «Искусство и ремесла», наиболее прекрасно, когда его формы заимствованы из природы.

Теперь, когда мы называем Природу красивой, мы часто думаем о ее прекрасных моментах. Роза с ее бархатистыми лепестками прекрасна. То же самое можно сказать и о цветах заката, великолепии летних деревьев, простой асимметрии морской звезды или размахе павлиньего хвоста.

Но многие производители художественных украшений в начале 20-го века использовали все виды флоры и фауны — даже те, которые сегодня могут восприниматься как… ну, противоположность красивому. Пауки, летучие мыши, змеи, лягушки, обнаженные ветки и гниющие цветы — все они увековечены в золоте, серебре и камне. То, что сегодня некоторые могут считать «темной стороной» природы, на самом деле было источником интриги и вдохновения — музой художников всего мира.

Это привело к появлению некоторых ярких мотивов в работах этих мастеров, как вы увидите в ряде произведений, представленных ниже. Давайте взглянем на некоторые из них и немного расширим определение прекрасного в мире природы.

Возьмите этот кулон с изображением трио хризантем (верхнее фото). Основатель музея Driehaus, владельца этого экспоната, Ричард Х. Дрихаус объясняет: «Это одно из моих любимых произведений в коллекции, созданное великим Рене Лаликом, чьи украшения всегда привлекали внимание всего мира. Вы можете видеть, что каждая хризантема находится на разной стадии цветения». Идеальный цветок хризантемы с его плотной шаровидной формой, состоящей из крошечных лепестков, не похож на эти три цветка, которые Лалик мастерски вырезал из стекла. Вместо этого ювелир выбрал цветы, уже прошедшие свой расцвет. Нижние лепестки начинают поникать и терять форму. Под цветами Lalique изображена деформированная жемчужина-капля, или «жемчужина в стиле барокко», которая еще раз подчеркивает утверждение этого изделия о том, что красоту можно найти и в несовершенстве.

Вот еще один пример мастерства Лалика:

. В подвеске выше он вставил  аквамарин в две пары шипастых колючих стеблей из ледяно-голубого эмалированного золота. Резкие контуры этого изделия особенно бросаются в глаза, когда оно прилегает к коже владелицы.

Вильгельм

Вильгельм Лукас фон Кранах (Германия, 1861–1918), Застежка на пояс в виде осьминога, ок. 1900. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фото Джона Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Примерно в 1900 году ювелир Вильгельм Лукас фон Кранах создал эту замечательную поясную застежку в стиле модерн. Две гротескные рыбы с большими ртами хватаются за тело осьминога — здесь светящийся опал — и одновременно кажутся пойманными в ловушку серебряными щупальцами существа. Помимо извилистой симметрии рыбьих хвостов и щупалец осьминога, ювелир уделил особое внимание текстуре. Обратите внимание на рыбью чешую, удлиненные рыбьи ноздри и приподнятые присоски на криволинейныхщупальцах осьминога.

ожерелье

Гильдия ремесленников (англ., 1901–1942), Кулон, ок. 1900. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фото Джона Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Еще одной любимой темой были пауки. Этот кулон-паутина был изготовлен в Лондоне на рубеже веков Гильдией ремесленников. Форма паутины служит семиконечным местом расположения множества разноцветных драгоценных и полудрагоценных камней; В состав изделия входят опал, сапфир, циркон, турмалин, аметист, альмандин, гранат, лунный камень и жемчуг.

корона

Фредерик Джеймс Партридж (англ., 1877–1942) для Liberty & Co. (англ., основано в 1875 г.), Тиара с кукурузным рисунком, ок. 1900. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фото Джона Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

 

Помимо жуткой и пугающей стороны природы, ювелиры также превратили простое и обычное во что-то впечатляющее. Эта редкая тиара Фреда Партриджа, выдающегося ювелира раннего периода движения «Искусство и ремесла», является одним из самых ярких экспонатов. Снопы пшеницы — самая скромная часть мира природы, какую только можно найти, и тем не менее эти пять стеблей из полупрозрачного рога, увенчанные лунными камнями, превращаются в в высшей степени элегантное произведение искусства.

Источник: driehausmuseum.org
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом