Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Создатель и муза: женщины и художественные украшения начала ХХ века

8 апреля 2024
Трейси Камерер

Первые десятилетия двадцатого века во всем мире ознаменовали период великих перемен, породивших беспрецедентные инновации во всех областях искусства. Вдохновленные художественными движениями того времени и их уникальной культурой и контекстом, производители ювелирных изделий в мировых центрах дизайна боролись с современностью. Многие отошли от традиции, чтобы создать новые стили в качестве реакции на соответствие товаров массового производства во время промышленной революции и на изменение роли женщин в обществе. Их альтернативные дизайны — смелые, художественные, изысканно детализированные, выполненные вручную и вдохновленные природой — стали известны как художественные украшения.

 


Неизвестный производитель, пряжка для ремня, ок. 1900. Позолоченный медный сплав. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Ювелирные изделия и аксессуары того времени уделяют большое внимание роли женшин, которую они сыграли в создании и дизайне художественных украшений, как в качестве муз для дизайнеров-мужчин, так и, впервые, в качестве самостоятельных дизайнеров и производителей. Работы, созданные как мужчинами, так и женщинами, выставляются вместе, чтобы подчеркнуть общие черты, а также продемонстрировать особый стиль каждого мастера. В этих шедеврах преобладает женская эстетика — даже в тех регионах или движениях, где в мастерской физически присутствовало мало женщин. Например, многие из своих работ ремесленники не только создавали, чтобы подчеркнуть стильную одежду и красоту «новой» женщины, но и часто изображали ее внутри самой работы.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Элла Нэйпер (англичанка, 1886–1972), Расчески для волос «кувшинки», ок. 1906. Рог, лунный камень. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса. 

Движение искусств и ремесел процветало в Великобритании между 1880 и 1920 годами как реакция на викторианские стили. Целью ювелиров было создание украшений ручной работы, имеющих социальное и политическое значение. Движение особенно чутко отреагировало на меняющуюся роль женщин в современном мире. К 1890-м годам рост индустриализации создал класс женщин, у которых было свободное время. Ремесла считались подходящим женским занятием, а для некоторых — и приемлемым курсом обучения, и способом зарабатывать на жизнь. Среди первого поколения женщин-художников-ювелиров в области декоративно-прикладного искусства была Элла Нэйпер, которая училась в школе Камбервелл в Южном Лондоне и после ее окончания открыла магазин в Бранскомбе, Девон, вместе со своим учителем Фредом Партриджем. После ее замужества с Чарльзом Нейпером они переехали в колонию художников в Ламорне, Корнуолл, где она продолжила свою работу.

Шарлотта Ньюман (англичанка, 1840–1927), Кулон, 1884–1890. Золото, аметист, эмаль. Коллекция Ньюаркского музея. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Шарлотта Ньюман, также известная как миссис Филип Ньюман, была первой англичанкой, получившей признание как ювелир во второй половине девятнадцатого века. Она начала с помощи известному ювелиру Джону Брогдену в 1860-х годах, а после его смерти в 1885 году основала собственную мастерскую примерно до 1910 года. Ньюман не ограничивала свою работу каким-либо одним стилем. Ее успех в профессии, в которой традиционно доминируют мужчины, вдохновил еще многих женщин в движении искусств и ремесел стать ювелирами.

Приписывается Гильдии ремесленников, Ожерелье, ок. 1900. Золото, сапфир, эмаль. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. © 2014 Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / ADAGP, Париж. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Гильдия ремесел в Лондоне была одним из первых сторонников и производителей ювелирных изделий декоративно-прикладного искусства, а также изделий из металла, книжных переплетов и других предметов. Гильдия ремесленников, структурированная по принципу гильдий ремесленников средневековья, была основана архитектором и мастером по металлу Чарльзом Робертом Эшби (англичанин, 1863–1942) для обучения молодых людей из бедных семей тому, как зарабатывать на жизнь работой с металлом, мебелью и переплетным делом. Эшби сыграл ключевую роль в популярности ювелирных изделий в рамках движения «Искусство и ремесла», а украшения, производимые его гильдией, являются одними из первых, созданных в этом стиле. Гильдия вдохновила другие коллективы, такие как Гильдия Ремесленников. Объединившись для работы и продажи своих товаров, гильдии предоставили ювелирам возможность иметь надежный канал связи со своей публикой.

Джозеф А. Ходел (англичанин, 1873–1930), Ожерелье Венеры, ок. 1905. Сплав серебра, сплав золота, эмаль, огненный опал, жемчуг. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Мужчины-дизайнеры ювелирных изделий из британского движения искусств и ремесел по большей части первоначально получили образование архитекторов и художников, а затем заинтересовались обработкой металлов как еще одним средством выражения своих талантов. Ювелирные изделия предоставили им платформу, которая сделала их работы видимыми и продаваемыми. В то время как в начале двадцатого века появились талантливые женщины-дизайнеры и производители ювелирных изделий, такое же количество мужчин стали известны своими дизайнами ювелирных изделий, которые дополняли стильную одежду, которую носят женщины в творческих кругах. Ожерелья, броши, поясные застежки, застежки для плащей и наборы пуговиц были обычными аксессуарами. Природа была любимым предметом после Уильяма Морриса (1834–1896), широко известного как отец движения искусств и ремесел, и известного искусствоведа Джона Раскина (1819–1900). Эти вдохновленные природой мотивы иногда изготавливались из эмали, как, например, «Ожерелье Венеры» Джозефа Ходела из гильдии Бромсгроув.

ФРАНЦИЯ

Джоэ Дескомпс (француз, 1872–1948), Кулон «Три грации», ок. 1900. Золото, витражная эмаль, бриллиант, жемчуг. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Ювелирные изделия в стиле модерн, известные своими  извилистыми линиями, черпали вдохновение из того, что многие считали высшим достижением французского декоративного искусства, — дизайна в стиле рококо восемнадцатого века. Он также в значительной степени опирался на природу, включая мотивы флоры и фауны. Такие мастера, как Рене Лалик и его коллеги, часто использовали нетрадиционные материалы, такие как рог и специальные техники эмалирования, для создания предметов ошеломляющей красоты. Для кулона «Три грации» Джоэ Дескомпс использовал эмаль «plique-à-jour», что буквально означает «пропускать дневной свет». Техника эмалирования по стекловидному телу, которая считается чрезвычайно сложной в освоении: наносится эмаль, а затем удаляется подложка, чтобы свет мог проникать сквозь полупрозрачную эмаль.

Альфонс Муха (Чех, 1860–1939), Портсигар, Серебро, эмаль. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Мотив «женщина как муза», охватывающий противоположные архетипы нежной женщины и соблазнительницы, был распространенной темой в украшениях в стиле модерн. Дизайнеры-мужчины изо всех сил пытались примирить свое восхищение и страх перед новой современной женщиной в их искусстве. Альфонс Муха часто изображал женщин в обеих ролях в своих графических и ювелирных работах. Родившийся в Чехии Муха в молодости учился во Франции, где добился успеха как коммерческий художник-график после того, как его открыла для себя актриса Сара Бернар. Помимо плакатов, он также создавал украшения и другие предметы декоративного искусства, прежде чем позже заняться живописью. Смелый дизайн ювелирных украшений Мухи понравился Бернхардту, который заказал украшения для сцены и для личного использования.

АВСТРИЯ И ГЕРМАНИЯ

Карл Ротмюллер (немец, 1860–1930), Брошь «Русалка на коралле», ок. 1900 г. Серебро, позолота, коралл, жемчуг. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Художественные украшения, производимые в Германии и Австрии на заре двадцатого века, назывались «Югендстиль» (молодежный стиль). Под влиянием своих коллег в Британии, Франции и других странах дизайнеры модерна черпали вдохновение в природе, иногда изображаемой реалистично, как в английских украшениях Arts and Crafts, а иногда заимствуя криволинейные линии и женские формы ювелиров в стиле модерн. Эта брошь-русалка от немецкого ювелира Карла Ротмюллера вдохновлена ​​работами французского модерна. 

Йозеф Хоффманн (австриец, 1870–1956) и Бертольд Лёффлер (австриец, 1874–1960), Wiener Werkstätte (1903–1932), Брошь для хозяйки кабаре, ок. 1907 г. Эмалированное нейзильбер. Коллекция Ричарда Х. Дрихауса. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Сецессионистский стиль был гораздо более геометрической формой модерна. Он был разработан художниками, которые часто были архитекторами или художниками по образованию, некоторые из которых покинули существующие художественные группы, чтобы создать альтернативные коллективы. Одним из наиболее важных результатов Венского сецессиона стала Wiener Werkstätte (Венская мастерская), кооператив архитекторов, художников и дизайнеров, основанный в 1903 году Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером. Ремесленники Werkstätte стремились совместно разработать комплексную среду для своих творчески настроенных клиентов, включая архитектуру, внутренние настенные покрытия, мебель и даже одежду жителей. Эта брошь была разработана для хозяйки авангардного кабаре Fledermaus («Летучая мышь»), открывшегося в Вене в октябре 1907 года. Внутренний декор, содержание и костюмы клуба были разработаны Wiener Werkstätte. Густав Климт (1862–1918), один из основателей Венского сецессиона, был одним из художников, участвовавших в оформлении Кабаре, закрывшегося в 1913 году.

НЬЮ-ЙОРК

Луи Комфорт Тиффани, Колье, ок. 1918 г. Золото 18 карат, платина, турмалин, бриллиант, натуральный жемчуг. Коллекция Элизабет Дрихаус. Фотография Джона А. Файера, 2014 г., © Музей Ричарда Х. Дрихауса.

Луи Комфорт Тиффани наиболее известен своими красивыми стеклянными вазами, лампами и свинцовыми окнами, изготовленными его фирмами. Однако Тиффани также прославился созданием одних из самых потрясающих ювелирных украшений начала двадцатого века. Свою ювелирную мастерскую он открыл в 1902 году, в том же году умер его отец, Чарльз Льюис Тиффани, основатель Tiffany & Co. Прогрессивный мыслитель и предприниматель, помимо найма женщин в свой отдел женской резки стекла, Тиффани нанял двух женщин для управления своей ювелирной мастерской — сначала Джулию Мансон, а затем Мету Овербек. Степень их вклада в реальный дизайн ювелирных изделий неясна, хотя записи показывают, что они разработали по крайней мере некоторые изделия, и все работы находились под их контролем при изготовлении.

 

Миссис У.Х. (Элинор) Клапп (американка, 1845–1915), Брошь, ок. 1895–1914. Резной лунный камень, серебро или платина. Коллекция семьи Бронсонов. Фотография Файерстоуна и Парсона.

Движение искусств и ремесел в Соединенных Штатах распространилось во многих местах, включая Чикаго и, в некоторой степени, другие части Среднего Запада, зарекомендовав себя как один из наиболее важных и плодовитых центров. Возможно, самое важное то, что в Чикаго было много женщин, производивших украшения в стиле декоративно-прикладного искусства. Элинор Эванс Клэпп, жена успешного торговца галантерейными товарами, занялась дизайном ювелирных изделий, когда ей было чуть за сорок. Вскоре она наверстала упущенное, заявив о себе в качестве одного из крупнейших экспонентов на выставках декоративно-прикладного искусства в Чикаго и отправив сорок произведений искусства на Парижскую выставку 1900 года. Она лично создавала дизайн украшения, но производили их другие. К тому времени, когда она переехала в Нью-Йорк в 1903 году, ее хобби переросло в успешный бизнес.

Эта статья была первоначально опубликована в юбилейном/весеннем выпуске журнала Antiques & Fine Art за 2019 год , полностью оцифрованная версия которого доступна на сайте www.afamag.com . 

Источник: incollect.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом