Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Украшения в стилистике ар-деко от Жана Фуке

24 апреля 2024
Марион Фазель

 

Эффектные драгоценности неизменно идут рука об руку с женскими движениями. В 1970-е годы такие дизайнеры, как Эльза Перетти из Tiffany и Альдо Чипулло из Cartier  специализировались на создании современных образов. Яркие драгоценности также были частью эпохи джаза 1920-х гг, когда женщины коротко стриглись и наслаждались вновь обретенными политическими свободами. (в США женщинам было предоставлено право голоса в 1920 году.) Жан Дюнан был одним из дизайнеров, создавших сильные изделия, такие как  ожерелье и браслеты "Жираф", ставшие знаменитыми благодаря Жозефине Бейкер.

Жозефина Бейкер в наборе из трех ожерелий "Жираф" Jean Dunand, 1929 год. Ожерелья и браслеты из той же коллекции справа.Фото Джорджа Хойнингена-Хюне; Ювелирные изделия предоставлены Siegelson

Жан Фуке был еще одним человеком, известным своими смелыми украшениями.

Крупные аквамарины ступенчатой ​​огранки, черная эмаль и бриллиантовое паве украшают эффектный браслет из белого золота и платины, созданный Жаном Фуке в 1926 году. Фото предоставлено Сигельсоном

Браслет из белого золота и платины от Jean Fouquet украшен аквамаринами ступенчатой ​​огранки, черной эмалью и бриллиантами в оправе.Фото любезно предоставлено Сигельсоном

Дизайнер, работавший на своего отца Жоржа Фуке, создал невероятные браслеты-манжеты, показанные здесь, когда ему было 27 лет. Динамичное произведение, которое выглядит так современно, было создано в 1926 году, через год после триумфа семьи Фуке на знаковой выставке 1925 года «Выставка декоративного искусства и современной промышленности» , положившей начало движению ар-деко.

Жорж Фуке сыграл важную роль в формировании ювелирного стиля ар-деко. Будучи президентом ювелирной группы на выставке 1925 года, он призвал своих современников применить новый подход и показать «только произведения подлинной оригинальности, опирающиеся на новые источники вдохновения». Многие считали, что необходимо изменить стиль, чтобы оставить позади чванливость и претенциозность традиционных мотивов. В то время как сегодня ювелирная мода зачастую считается поверхностным и несерьезным делом, в 1920-е годы  существовало убеждение, что изменение стиля, в том числе и в ювелирных украшениях, поможет закрыть главу о зверствах Первой мировой войны и возродит веру в человека разумного. Дальновидные французские ювелиры хотели чего-то свежего и свободного от  старомодных мотивов, такие как банты, цветы и гирлянды.

Слева от украшения изображены две версии браслета Жана Фуке. Фото любезно предоставлено Сигельсоном

Слева от украшения изображены две версии браслета Жана Фуке.Фото любезно предоставлено Сигельсоном

Жорж Фуке написал несколько статей и книг на тему современных ювелирных украшений, чтобы прояснить свои убеждения. Отрывок из его публикации «La Bijouterie, la Joaillerie, la Bijouterie fantaisie au XXc Siècle» особенно интересен в связи с браслетом Жана Фуке. (Имейте в виду, что это было написано в то время, когда полудрагоценные камни были в изобилии, а не редкостью, которой многие стали сегодня.) Фуке писал: «Драгоценности, которые, скорее всего, сохранятся, - это не показные украшения, а те, в которых металл ассоциируется с сырьем, финансовая ценность которого меньше, чем его красота, например, с аквамарином, аметистом, топазом или турмалином. Искусство, которое никогда не стареет, продлит карьеру этих драгоценностей. Это наделит их истинным характером. Их никогда не разбирают, чтобы заново использовать материалы  для создания других украшений. Это, прежде всего, произведения искусства, а не финансовые вложения».

На Осеннем салоне 1922 года в Париже Ле Корбюзье, Перси Шоулфилд, Шарлотта Перриан, Жорж Д. Буржуа с ювелирным дизайнером Жаном Фуке. Шоу поставили артисты, пытавшиеся порвать с традиционным академизмом. Фото через The Charnel-House

На Осеннем салоне 1922 года в Париже состоялась выставка, организованная художниками, пытавшимися порвать с традиционным академизмом, архитектором Ле Корбюзье, Перси Шоулфилдом, Шарлоттой Перриан, Жоржем Д. Буржуа и ювелирным дизайнером Жаном Фуке.Фото через The Charnel-House

Жан Фуке так же страстно, как и его отец, был одержим потребностью в новизне. Он был одним из основателей Союза современных художников, группы, которая занималась продвижением современного искусства. Он написал на эту тему своему близкому другу, архитектору Ле Корбюзье, в своем журнале L'Esprit Nouveau.

Удивительно анализировать мысли этих революционеров дизайна, написанные почти 100 лет назад. Некоторые идеи сегодня так же актуальны, как браслет Жана Фуке. Меня особенно поразило замечание Ле Корбюзье об истории. Однажды он сказал: «Быть ​​современным – это не мода, это состояние. Необходимо понять историю, а тот, кто понимает историю, умеет найти преемственность между тем, что было, тем, что есть, и тем, что будет». 

Источник: theadventurine.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом