Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Движение ARTS AND CRAFTS: 1880-1920

25 апреля 2024
Редакция


Оригинальная концепция

Промышленная революция и связанная с нею механизация ювелирного производства, возникшая в викторианскую эпоху, привела к созданию изделий, которые были доступны массам, но обратная сторона медали заключалась в том, что производители стали выпускать довольно скучный ассортимент украшений, лишенных эстетической привлекательности. 

Первоначальная цель движения «Искусство и ремесла» заключалась в том, чтобы представить нарождаещемуся рабочему классу возможность увидеть и приобрести предметы искусства, сделанные вручную. Движение опиралось на гильдейское образование и мастеров, которые могли воплотить в жизнь узоры, созданные их дизайнерами. Участники движения считали, что каждое изделие должно быть создано от начала до конца одним мастером. Сторонникам цеховой системы требовался отказ от использования традиционных ювелиров. Считалось, что новый подход производства приведет к созданию изделий ручной работы с уникальным дизайном, а не к изделиям, ценящимся за свои дорогие компоненты: драгоценные металлы и камни. 

Со временем стало очевидно, что намерение изготавливать каждое изделие вручную от начала до конца одним мастером на самом деле привело к созданию украшений, которые оказались слишком дорогими для рабочего класса, который также не понимал эстетической ценности этих уникальных изделий. 

Наибольшего успеха добились те фирмы, которые черпали вдохновение в движении «Искусство и ремесла», нанимая собственных ремесленников, но производя изделия массово. Liberty & Co. была одним из самых плодовитых производителей, применявшим высокие стандарты производства, что обеспечивало широкий круг клиентов. Liberty также просила клиентов указать их предпочтения в отношении эмали и драгоценных камней, и эта практика повысила их популярность среди простых людей.  

 

Стиль искусств и ремесел

Сближение стилей готики, Возрождения, модерна и эдвардианского стиля способствовало созданию мотивов, используемых в украшениях Arts & Crafts. 

В целом украшения Arts & Crafts были более практичными и менее беспорядочными, чем более ранние викторианские стили. Пряжки, застежки  ремней были украшены эмалью и драгоценными камнями. Украшения для волос, включающие замысловатые резные гребни из слоновой кости или рога, заменили тиары, украшенные эмалью, а не драгоценными камнями. 

Ожерелья были обязательными аксессуарами этого периода, в том числе подвески, украшенные эмалью и драгоценными камнями-кабошонами. Серьги были не в моде. 

Plique-à-jour — техника, при которой эмаль помещалась в ячейку без подложки, создавая эффект витража, — широко использовалась в то время. Чаще всего в этой технике использовались мотивы брошей: цветы, насекомые и лиственные растения. 

Фаворитом были браслеты, в которых медальные  бляшки чередовались с цепочками, цветами и лентами. Стилизованные женские мотивы, вырезанные из металла и обернутые вокруг растений и насекомых, сочетаются с драгоценными камнями-кабошонами в нескольких кольцах, выполненных в стиле Arts & Crafts. 

Популярные мотивы находились под сильным влиянием стилей Средневековья и Ренессанса, что особенно заметно в подвесках, ожерельях, застежках и пряжках.

Листья были отличительным элементом дизайна; тот, который был настолько уникальным, что ремесленников часто можно узнать по вариациям создания листа. 

 

Материалы

Мастера использовали серебряную, медную и алюминиевую оправу и избегали использования драгоценных камней. Золото использовалось экономно. Чеканные текстуры славились своим мягким блеском, в отличие от машинной полировки.

Популярностью пользовались перламутр, барочный и пресноводный жемчуг. Лунный камень, гранат, опал, бирюза, аметист также были в тренде и имели огранку кабошон в безеле. 

Эмаль, расписанная вручную, была декоративным элементом, отделявшим оригинальные изделия от изделий, изготовленных машиной. 

 

Роль женщин

Женщины играли важную роль в разработке, эмалировании и изготовлении вручную ювелирных изделий декоративно-прикладного искусства. Это был первый случай, когда большое количество женщин стали частью ювелирной индустрии, причем с большим успехом и с признанием прессы их достижений. 

Работая вместе с мужем Артуром, Джорджи Гаскин стала кузнецом по металлу, а Мэй Моррис была признана одним из первых производителей ювелирных изделий Arts & Crafts. Шарлотта Ньюман, которая училась у археолога-ювелира Джона Брогдена, после его смерти наняла многих мастеров Брогдена. 

Женатые ремесленники приобрели известность во время движения «Искусство и ремесла», в частности Ч.Р. Макинтош и его жена Маргарет, а также Фрэнсис и Дж. Герберт Макнейр, которые создали некоторые из самых оригинальных образцов того периода.

Через океан

Движение проникло в Соединенные Штаты: общества искусств и ремесел появились в Чикаго, Бостоне и северной части штата Нью-Йорк. Американские изделия изготавливались в более бледной палитре и более простым дизайном.

Конец эры

Движение «Искусство и ремесла» потеряло популярность в годы после Первой мировой войны, а система гильдий практически исчезла после Второй мировой войны, но отдельные ремесленники все еще работали в стиле «Искусство и ремесла», видоизменяя свои проекты с учетом меняющихся влияний. Многие методы, используемые в Движении искусств и ремесел, продолжают влиять на ремесленников и по сей день.

Источник: wilsonsestatejewelry
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом