Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Путеводитель по украшениям в стиле ар-деко

8 мая 2024
Редакция

Russell Patterson, "Где дым, там и огонь", 1920-е гг

После опустошительной Первой мировой войны наступила эпоха ар-деко – опьяняющий вихрь гедонистической жизни и гигантских скачков в инновациях, поднявшие всем настроение. Этот период широко запомнился своим попиванием коктейлей, потрясающими девушками-флапершами, джазом и образом жизни в стиле Великого Гэтсби. Он также известен своими эффектными и смелыми украшениями. Фактически, ювелирным украшениям в стиле ар-деко до сих пор широко подражают.

Ар-деко является продолжением французского движения в стиле модерн, включающим в себя элементы декоративно-прикладного искусства. Стиль подчеркивает украшения, в том числе маркетри, эмалирование и другие методы для создания уникальных и интересных поверхностей. В сочетании с яркими цветами это создает визуально ошеломляющие предметы мебели и ювелирные изделия.

Женские хлопушки

флаперши танцуют и веселятся, пока музыканты выступают во время танцевального конкурса Чарльстона в Parody Club.  Фото: Архив Халтона/Getty Images

Женская мода кардинально изменилась в 1920-е годы. Новые практические роли, которые требовались от женщин в отсутствие мужчин - героев военного времени,- превратили моду из относительной формальности и ограничений эдвардианской эпохи и лет военного времени в веселые, элегантные и практичные стили (вспомните Коко Шанель), которые подчеркивали свободу современных женщин и позволили им участвовать в деятельности, которая раньше была доступна только мужчинам. Корсеты исчезли, подол платья стал короче. Эта свобода и чувство веселья отразились в новых стилях и моде ювелирных изделий.

Коко Шанель

Коко Шанель

Инновации

Термин «ар-деко» происходит от  Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году — важной выставки дизайна, которая в основном была посвящена ювелирному искусству. Ключевой акцент выставки был сделан на объединении искусства и современной промышленности.

Международная выставка декоративного искусства и современной промышленности

Международная выставка декоративного искусства и современной промышленности

Период ар-деко был временем передовых технологий в индустрии, которые принесли нам следующие инновации в ювелирном деле:

ПЛАТИНА

После окончания Первой мировой войны в ход снова вернулась платина, а также новый, менее дорогой материал, называемый осмиором, платором или платинором. Эти прочные материалы позволили создать легкие, воздушные конструкции из драгоценных камней, требующих большого количества металла.

Платиновое кольцо в стиле ар-деко

Платиновые клейма

НЕВИДИМАЯ ЗАКРЕПКА

Ювелирный гигант Van Cleef & Arpels разработал особую «загадочную оправу» или serti invisible («невидимая оправа»), которая позволяла закреплять драгоценные камни таким образом, чтобы металл не был виден.

Кольцо «Невидимая оправа» в стиле арт-деко

Благодаря невидимой оправе бриллианты и драгоценные камни располагаются рядом друг с другом, создавая впечатление единой поверхности драгоценных камней.

ОГРАНКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Огранщики драгоценных камней разработали новые способы огранки и придания формы драгоценным камням, что позволило создавать блестящие «мозаичные» узоры той эпохи.

Кольца в стиле арт-деко

 

ЛАК

Эмалирование, которое было трудоемким и дорогим, было заменено сложной технологией лакирования, привезенной с Дальнего Востока. Китайские рабочие, которые во время Первой мировой войны покрывали лаком пропеллеры самолетов после окончания войны начали полировать и лакировать ювелирные изделия.

Лаковые украшения в стиле арт-деко

Жан Дюнан, Жюльетта де Сен-Сирка, около 1925 г. © Метрополитен-музей 

СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Синтетические материалы, такие как бакелит, стали широко доступны и использовались для имитации драгоценных камней, янтаря, дерева, кости и других натуральных материалов.

Прямоугольное кольцо из белого золота 18 карат в стиле ар-деко с бриллиантами и синтетическим сапфиром

Прямоугольное кольцо из белого золота 18 карат в стиле ар-деко с бриллиантами и синтетическим сапфиром

Брошь в виде круга в стиле ар-деко из 18-каратного золота, платины, синтетического рубина и розового бриллианта с крестом

Брошь  в стиле ар-деко из 18-каратного золота, платины, синтетического рубина и розового бриллианта с крестом

Кольцо Theodor Fahrner из серебра и синтетического зеленого камня в стиле ар-деко

Кольцо Theodor Fahrner из серебра и синтетического зеленого камня в стиле ар-деко
 

КУЛЬТИВИРОВАННЫЙ ЖЕМЧУГ

Был разработан процесс «культивирования» или «выращивания» жемчуга путем имплантации жемчужных устриц перламутровых бусин. Культивированный жемчуг производился в изобилии, и впоследствии эти камни стали знаковыми драгоценностями 1920-х годов.

Культивированный жемчуг в стиле ар-деко

 

Геометрический дизайн

Ювелирные дизайнеры эпохи ар-деко стремились оторваться от плавных линий и естественных тем украшений, принятых в стиле ар-нуво. Вместо этого они приняли модернизм и достижения в области технических инноваций и машиностроения. Родился новый жанр дизайна – смелые геометрические формы с чистыми линиями и симметрией. Этот стиль дизайна сегодня мгновенно узнаваем и востребован (и копируется).

Геометрические украшения в стиле ар-деко

Термин «кубизм» часто использовался для описания ювелирных изделий этой эпохи из-за используемых углов, геометрических линий и образных представлений.

Международное влияние

Культуры всего мира повлияли на эпоху ар-деко и представили новые ювелирные тенденции: от мотивов Дальнего Востока и индийской резьбы по драгоценным камням до экзотических, новых красочных материалов, таких как лазурит, бирюза и агат.

Жак Картье с индийскими дилерами драгоценных камней

Жак Картье с индийскими дилерами драгоценных камней. Фотография из альбома Жака Картье, запечатлевшая его путешествие в Индию в 1911 году. Архив Картье © Cartier

Медальон с эмалью в стиле ар-деко, золото 14 карат, синяя и черная эмаль

Медальон с эмалью в стиле ар-деко, золото 14 карат, синяя и черная эмаль

Особенно выделяется «Египетское возрождение». Новые захватывающие археологические открытия в Египте, в первую очередь гробницы Тутанхамона оказали огромное влияние на мотивы дизайна в стиле ар-деко. Новые сочетания материалов – лазурита с золотом, сердолика с бирюзой – были вдохновлены фараонами. Цветы лотоса, скарабеи, пирамиды и глаз Гора — одни из древнеегипетских мотивов, которые можно увидеть в украшениях в стиле ар-деко.

Украшения в стиле египетского возрождения

Украшения в стиле египетского возрождения

Две школы дизайна

Сотрудничество между различными дизайнерскими направлениями было обычным явлением в эпоху ар-деко, и дизайн ювелирных изделий часто создавался художниками, которые не были ювелирами по профессии, и совместно с ними. Архитекторы, скульпторы, художники, ювелиры и другие художники-дизайнеры чрезвычайно обогащали и вдохновляли друг друга на протяжении всей эпохи ар-деко. Результатом стала группа дизайнеров ювелирных изделий, известных как bijoutiers-artistes, которые уделяли больше внимания дизайну, чем внутренней ценности материалов. Они использовали драгоценные камни в качестве «пунктуации», а не в качестве акцента произведения.

Bijoutiers-artistes

Bijoutiers-artistes: Ле Корбюзье, Перси Шоулфилд (первый муж Шарлотты Перриан), Шарлотта Перриан, Жорж Д. Буржуа и Жан Фуке в Осеннем салоне, Париж, 1927 год. Фото Пьера Жаннере.

С другой стороны, ювелирные дизайнеры известных парижских ювелирных домов создавали геометрические узоры из плотно упакованных драгоценных камней калиброванной огранки (всегда цветных), окружавших центральный камень или боковые бриллианты.

Кольцо в стиле ар-деко из белого золота 18 карат

Красивое и необычное  кольцо в стиле ар-деко из белого золота 18 карат с центральным бриллиантом в полкарата, изумрудами калибровочной огранки с обеих сторон и небольшими бриллиантами между ними.

В это время было разработано множество необычных огранок бриллиантов, в том числе огранки "трапеция", "полумесяц" и "треугольник". Они черпали вдохновение на Дальнем Востоке и в Индии, вырезая узоры на драгоценных камнях и смешивая драгоценные камни с кораллами, лазуритом, агатом, бирюзой и горным хрусталем.

Тадж-Махал Изумруд

На манекене- шейное украшение с изумрудом Тадж-Махал и другие украшения (фрагмент). Архив Картье Париж. © Картье
 

Махарани Саньогита

Махарани Саньогита позирует с Йешвантом Рао Холкаром II, махараджей Индаура, который носит сапфировое ожерелье из бусинок Тавиз от Cartier и брошь Cartier в стиле ар-деко. Фото из Instagram @AlThaniCollection и Christie's

Ювелирные украшения стиля ар-деко

СЕРЬГИ

Серьги раннего ар-деко были длинными и изящными, подчеркиваемыми новыми короткими прическами. Они, как правило, имели геометрическую форму, с бриллиантами и, возможно, с большим цветным драгоценным камнем. Конец 1920-х годов принес с собой монохромные стили, демонстрирующие новые огранки бриллиантов. Была мода на серьги, которые можно было использовать как броши.

Серьги-подвески в стиле ар-деко из 15-каратного золота, платины и бриллиантов

Серьги-подвески в стиле ар-деко из 15-каратного золота, платины и бриллиантов

В 1930-е годы произошла трансформация стилей сережек, и они вернулись к мочке уха, к которой их часто прикрепляли. Были популярны большие естественные формы, такие как ракушки, листья и цветы.

Рекламный плакат Жозефины Бейкер в Фоли Бержер

Рекламный плакат Жозефины Бейкер в Фоли Бержер

ОЖЕРЕЛЬЯ

Иконным ожерельем 1920-х годов было сотуар. Они были очень длинными и часто имели кисточку или кулон. Длинные нити жемчуга и бус носили в любом направлении вокруг шеи, спереди или сзади, в зависимости от стиля платья. Жемчужные ожерелья  носили днем ​​и вечером. Они часто изготавливались из культивированного жемчуга (совершенно новая инновация) и хорошо сочетались со всеми оттенками кожи.

Сибил Сассун

Сибил Сассун, маркиза Чолмондели. Фото через @HoughtonHallNorfolk

Более короткие ожерелья часто делались из бусин из драгоценных камней или путем смешивания бриллиантов и резных драгоценных камней. Обычно они заканчивались подвеской в ​​форме бляшки, которую иногда можно было отсоединить, например, для использования в качестве броши.

Зеленый халцедон и серебряное ожерелье, приписываемое Сибил Данлоп

Зеленый халцедон и серебряное ожерелье, приписываемое Сибил Данлоп

Еще одним популярным стилем было ожерелье из многониточного жемчуга или бусин из драгоценных камней с бляшками из драгоценных камней с обеих сторон, создающими эффект гирлянды. Эффектные ожерелья-нагрудники украшали впечатляющие бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры.

Каталог Sears and Roebuck 1928 года

Каталог Sears and Roebuck 1928 года, демонстрирующий переход от длинных ожерелий 20-х годов к более коротким и сдержанным 30-м годам.

ПОДВЕСКИ

Подвески были важной особенностью украшений в стиле ар-деко. Дизайн часто был геометрическим, с узорами и материалами, вдохновленными китайской, древнеегипетской и индийской культурами.

Стеклянная подвеска в стиле арт-деко в виде обезьяны на оригинальной цепочке-шнуре

Стеклянная подвеска в стиле арт-деко в виде обезьяны на оригинальной цепочке-шнуре

В соответствии с трубчатыми платьями с бахромой того времени, кисточки или бахрома часто свисали снизу подвесок. Подвески висели на цепочках, часто с вкраплениями драгоценных камней и жемчуга, или на шелковых шнурах. Они были разной длины, в зависимости от платья, которое они сопровождали.

Подвеска в стиле ар-деко из платины, натурального жемчуга и бриллиантов на цепочке из платины и натурального жемчуга

Подвеска в стиле ар-деко из платины, натурального жемчуга и бриллиантов на цепочке из платины и натурального жемчуга

 

КОЛЬЦА

Обручальные кольца в стиле ар-деко

кольца в стиле ар-деко

Кольца в стиле ар-деко – это смело и красиво. Часто можно увидеть крупные драгоценные камни изумрудной и ступенчатой ​​огранки в окружении более мелких, плотно упакованных бриллиантов.

Кольцо в стиле ар-деко из платины, изумруда и багета с бриллиантами

Кольцо в стиле ар-деко из платины, изумруда и багета с бриллиантами

Популярностью пользовались цветные драгоценные камни огранки кабошон, а также филигранная работа, при которой нити из драгоценных металлов ручной работы использовались для создания замысловатых узоров. Сегодня практически невозможно воспроизвести четкую, изысканную филигранную работу 1920-х годов, поскольку большинство колец изготавливаются с использованием восковых форм.

Кольцо в стиле ар-деко из белого золота 18 карат с бриллиантами

Кольцо в стиле ар-деко из белого золота 18 карат с бриллиантами и филигранной отделкой на хвостовике

Кольца с камнями в закрепке паве (от фр. pavé-"мостовая": метод закрепки, при котором металл практически не виден, а сами камни идентичны друг другу по весу) также были типичными для той эпохи.

Кольцо в форме кластера из платины в стиле ар-деко с изогнутым паве и ромбовидной огранкой

Кольцо с закрепкой бриллиатов методом паве

Популярностью пользовались сложенные кольца с драгоценными камнями, а также кольца, имитирующие эффект сложенных друг на друга полос. В этот период было создано трехполосное «катящееся кольцо» Картье, и этот стиль до сих пор чрезвычайно популярен.

Трехполосное вращающееся кольцо Cartier

Трехцветное золотое кольцо Cartier ( на Западе это кольцо называют "Русское обручальное")

БРАСЛЕТЫ

Браслеты в стиле ар-деко сочетали в себе все стили эпохи – геометрические узоры, оправы паве, резные драгоценные камни и другие, менее драгоценные материалы. Узкие браслеты были сложены друг на друга и звенели под джазовую музыку того времени, как и популярные браслеты с подвесками.

Браслеты арт-деко

Браслеты арт-деко

Позже в этот период браслеты стали шире. Живописные браслеты-ремешки рассказывали целые истории, используя символику или резные драгоценные камни. В это время стали популярными браслеты-манжеты и модели, к которым можно было прикрепить универсальную «брошь-клипсу».

Мэрион Морхаус в Chanel

Мэрион Морхаус в Chanel, фото Эдварда Стейхена для Vogue, апрель 1929 года.

 

УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ВОЛОС

Английский придворный этикет предписывал носить диадемы, поэтому они были изготовлены с использованием мотивов и техник ар-деко для государственных мероприятий. Помимо этого, более короткие прически означали, что диадемы были заменены бандо, которые носили ниже, на лбу. Часто эти бандо превращались в ожерелья или браслеты.

Бандо в стиле ар-деко

Бандо в стиле ар-деко (фотография Эдварда Стейхена)

Ювелирные изделия в стиле ар-деко

Украшения для волос в стиле ар-деко

БРОШИ И БУЛАВКИ

Большая прямоугольная брошь в стиле ар-деко из платины и бриллиантов

Большая прямоугольная брошь в стиле ар-деко из платины и бриллиантов

Броши и булавки были чрезвычайно популярны в период ар-деко и их носили на каждом предмете одежды, включая шляпы. Были использованы всевозможные привлекательные мотивы, техники и стили ар-деко. В 1930-х годах стали популярными броши-клипсы, и их часто носили парами, которые могли иметь или не иметь булавки или рамки, что позволяло носить их, например, как одну большую брошь или отдельно по обе стороны от платья.

Брошь-клипса в стиле арт-деко

Пара брошей-клипс в стиле ар-деко

 

Изящная дама в стиле ар-деко

Мы любим эпоху ар-деко!

Источник: antiquejewellerycompan
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом