Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Вспоминая Эльзу Перетти

10 июля 2024
Вивьен Беккер

Вивьен Беккер делится воспоминаниями о дизайнере Tiffany & Co. и то, что Эльза была не только иконой дизайна, но и разрушителем традиционного ювелирного искусства...

 

Это был момент, определяющий карьеру, который превратился в драгоценную личную связь и воспоминание, гораздо более драгоценное, чем я могла себе представить. Эльза Перетти была — и остается — моей героиней дизайна на все времена, и я годами мечтала взять у нее интервью, но мне всегда говорили, что этот знаменитый несговорчивый дизайнер не дает интервью, живя полузатворницей в Сан-Марти-Велл, своей каталонской деревушке XVI века  , недалеко от Барселоны. И тут, как гром среди ясного неба, представилась возможность: работы Эльзы должны были быть включены в постоянную экспозицию Современной галереи Британского музея как иконы дизайна XX  века, каковыми они, конечно же, и являются. Мне сказали, что она может только — с огромным «ЕСЛИ» — согласиться поговорить об этой знаменательной дани уважения делу всей ее жизни. Ситуация, по-видимому, была деликатной, и мне посоветовали сделать первый шаг самой, а не через PR-агента Tiffany; Эльза не доверяла связям с общественностью. Поэтому я приготовилась сделать этот самый страшный звонок, сломав лед, упомянув общего друга и коллегу, покойного Сэма Бейзера, который был профессором в Технологическом институте штата Нью-Йорк и который, как я знала, работал с Эльзой над созданием ее знаменитой золотой сетки.  

Портрет Эльзы Перетти 1974 г.

Портрет Эльзы Перетти, сделанный в 1974 году

Воспоминания о необычных встречах, разговорах в ее скромном доме мясника в Сан-Марти-Велл и дружбе, которая завязалась после того телефонного звонка — история слишком длинная для этой колонки — вновь вспыхнули с недавним запуском новых золотых колец Bone от Tiffany — Bone and Split. Кольца отмечают 50-летие с тех пор, как Эльза Перетти присоединилась к Tiffany в качестве именитого дизайнера в 1974 году, и они прославляют ее поистине культовый браслет Bone, одно из самых известных украшений современности, созданное до ее прихода в компанию. Браслет «Split» был оригинальным, глубоким, волнистым, скульптурно-органическим серебряным браслетом с волнистым разрезом по центру. Вдохновленный костями, которые она тайно воровала в детстве из склепа капуцинов в Риме, а также отбеленными черепами и костями животных, которые она хранила в своей очень личной «музейной» коллекции в Сан-Марти-Велл, браслет-манжета был тщательно спроектирован и изготовлен по форме костей запястья, словно броня и защита, излучающая одновременно силу и чувственность — это был боевой клич нового поколения работающих женщин 1970-х годов и для женщин до сих пор.

Кольцо Elsa Peretti for Tiffany & Co. из золотой кости

Кольцо Elsa Peretti for Tiffany & Co. 2024 г. Плавные линии кольца воплощают знаковую работу , браслет-манжету Эльзы Перетти для Tiffany & Co. Золотое разъемное кольцо Elsa Peretti для Tiffany & Co.Золотое разъемное кольцо Elsa Peretti для Tiffany & Co., 2024 

Я с гордостью заявляю, что, по-моему, Эльза доверяла мне, так же как и я поняла, что за гениальностью дизайна и бурной капризностью, за невыразимым, непринужденным, врожденным стилем и статной, андрогинной красотой скрывалась женщина с пронзительной уязвимостью, страдающая от приступов неуверенности в себе, творческих недугов; женщина большой человечности, непоколебимой преданности и непоколебимой честности, которая так глубоко, страстно и мучительно заботилась о природе, животных, окружающей среде, состоянии мира.

Она не принадлежала, как она сказала незадолго до своей смерти в 2021 году, к 21 веку  . Она никогда не искала славы для себя, совсем наоборот, а скорее признания ее работы, знания того, что ее дизайны носят и наслаждаются ими, таким образом, что это давало ей самоуважение и смысл ее жизни.

Прежде всего, с самого начала она была полна решимости демократизировать ювелирные изделия, сделать их доступными, недорогими, удобными и носибельными каждый день, развенчать идею драгоценности как хвастливого символа статуса. Инстинктивно она поняла самую раннюю, изначальную роль драгоценности и возродила и переосмыслила ее как интимное, амулетическое, личное сокровище, драгоценное не за его внутреннюю ценность, а за его значение и силу.

Ее самый революционный дизайн, Diamonds by the Yard, настолько вошел в современный язык дизайна, настолько повсеместно имитировался, что легко забыть, насколько свежим и разрушительным он был в то время, делая бриллианты молодыми, современными, интимными, а также доступными, покупаемыми в соответствии с бюджетом. Эльза обладала уникальным даром перерабатывать сложные эмоциональные концепции в чистейшую линию и форму, перерабатывая их в их самую мощную сущность. Таким образом, она положила начало новому стилю современного минимализма, скульптурному и чувственному, обманчивая простота которого скрывает в себе глубокие смыслы и ассоциации, уходящие в глубь тысячелетий.  

Кольцо из кости и разъемное кольцо Эльзы Перетти для Tiffany & Co.

 

Хотя она выступала против требований и ограничений корпоративной культуры, она также знала, что Tiffany позволила ей распространять свои идеи, приносить радость драгоценностей более широкой аудитории, чем когда-либо прежде, делать драгоценности актуальными и понятными. Хотя она помнила момент, когда подписала контракт с Tiffany, беспокоясь, как она сказала, что, «возможно, продала свою душу», она также осознавала, что Tiffany может дать ей свободу и независимость, которых она так жаждала. Эльза объяснила мне, что в 1960-х годах ею двигало мощное стремление к независимости от ее богатой, традиционной римской семьи, но также и к свободе от зависимости от мужчин. Она создавала драгоценности, которые женщины могли покупать для себя, для личного удовольствия; драгоценности, которые символизировали с трудом завоеванную свободу и независимость женщин ее времени. 

Что касается новых золотых колец Bone and Split – Эльза, несомненно, одобрила бы их. Хотя она представила совершенно новый жанр ювелирных изделий и дала новое выражение ювелирным изделиям, в одиночку изменив ход истории ювелирных изделий, она ненавидела идею «новизны», презирала постоянные требования чего-то нового, предпочитая то, что она называла вневременностью хорошей линии и формы. Она дорожила связями с прошлым, включая собственные воспоминания, особенно о Хэлстоне, для которого она была музой, и Нью-Йорке гедонистических 70-х. Даже будучи пламенной бунтаркой, она понимала, как чтить традиции, переосмысливая их для новой эпохи. Так же, как, надеюсь, новые кольца, верные и уважительные адаптации ее оригинального браслета Bone, увековечивают и распространяют огромное наследие Эльзы Перетти. Передавая чувство свободы, личного удовольствия и силы, окутанные ее уникальным сочетанием стиля и послания, которое продолжает находить отклик у каждого нового поколения. Дорогая Эльза, я скучаю по тебе.  

Источник: somethingaboutrocks.com
Читайте также
Возвращение к элегантности XVIII века
Искусство
Возвращение к элегантности XVIII века
2 сентября 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом