Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Наполеон был мастером использования ювелирных изделий в целях пропаганды

24 июля 2024
Редакция

На протяжении всей истории правители дарили кольца подданым в знак своей королевской милости. Получатели носили их и как знак своей преданности, и как знаки своего семейного отличия. Эта традиция восходит к Древнему Риму: те, кто носил кольца с изображением императора Клавдия, получали немедленный доступ к его императорскому присутствию. И гораздо позже в римской истории (308 г. н. э.), когда император Константин был близок к тому, чтобы потерять верность своей армии, он стал дарить военным кольца верности. В конце концов, как вы посмеете ударить императора в спину (буквально или фигурально), если носите золотое кольцо с его именем и вашей клятвой верности императору, выгравированному на этом кольце?

Золотое кольцо с надписью (F)IDE(M) CONSTANINO. Считается, что его подарили офицерам императора в напоминание об их клятве верности. Британский музей.

Золотое кольцо с надписью (F)IDE(M) CONSTANINO, что означает «Я передаю свою веру Константину». Считается, что оно было подарено офицерам императора в качестве напоминания об их клятве верности, IV в. н. э. - V в. н. э. Британский музей.

Кольцо с изображением императора Диоклетиана (р. 284-305). На реверсе изображены четыре солдата, приносящие жертвы перед лагерем. Считается, что его носил солдат, чтобы продемонстрировать преданность императору.Британский музей.

Кольцо с изображением императора Диоклетиана (правил в 284-305 гг.). На реверсе изображены четыре солдата, приносящие жертвы перед лагерем. Считается, что его носил солдат, чтобы продемонстрировать преданность императору. Британский музей.

Традиция никогда не умирала. Пока существовали монархи, они, похоже, дарили подобные кольца. Например, Генрих VIII и его дочь королева Елизавета I Английская дарили кольца со своими портретами своим фаворитам.

Это один из примерно 30 портретов-камей, созданных между 1507-1603 гг. и дарившихся в знак королевской благосклонности и носившихся как символы верности. Кольцо с портретом королевы Елизаветы I, вырезанным из оникса, 1575-1600 гг. Британский музей.

Это один из примерно 30 портретов-камей, созданных между 1507-1603 гг. и дарившихся в знак королевской благосклонности и носившихся как символы верности. Кольцо с портретом королевы Елизаветы I, вырезанным из оникса, 1575-1600 гг. Британский музей.

На этой детали портрета инфанта Изабелла Клара Евгения держит камео-портрет своего отца, испанского Филиппа II, как символ ее династического права и всеобщности. Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руис. Алонсо Санчес Коэльо и мастерская, Бенифайро-де-лес-Вальс, Валенсия, около 1531–1588 гг. Национальный музей Прадо.

На этой детали портрета инфанта Изабелла Клара Евгения держит портрет-камею своего отца, испанского Филиппа II, как символ ее династического права и верности ему. Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руис. Алонсо Санчес Коэльо и мастерская, Бенифайро-де-лес-Вальс, Валенсия, около 1531–1588 гг. Национальный музей Прадо.

В Англии XVII века королева Генриетта использовала кольца с портретом Карла I для финансирования роялистов до Английской гражданской войны. Почти сразу после казни Карла I кольца стали носить те, кто надеялся на реставрацию Стюартов.

показано в открытом виде: Мемориальное кольцо Карла I, 1650 г. Британский музей.

Карл I был казнен в 1649 году за измену Англии. В последовавший за этим бурный период преданность королю разумнее всего было держать в тайне.  Мемориальное кольцо Карла I в открытом виде, 1650. Британский музей.

показано в закрытом виде: Мемориальное кольцо Карла I, 1650 г. Британский музей.

Черная эмаль — знак того, что кольцо можно носить в трауре. Большой бриллиант указывает на богатство владельца. Показано в закрытом виде: Мемориальное кольцо Карла I, 1650. Британский музей.

Кольца, подчеркивающие династическую значимость королевских браков, часто дарили присутствующим на церемонии. Когда Мария-Антуанетта выходила замуж за будущего Людовика XVI, кольца с миниатюрами пары были вручены всем подружкам невесты. Каждая свадьба, рождение ребенка или коронация были поводом для вручения новых колец.

Мария-Антуанетта и ее дети, 1787 год, автор Элизабет Виже Лебрен. Версаль.

Мария-Антуанетта и ее дети, 1787 год, автор Элизабет Виже Лебрен. Версаль.

Кольцо-камея с изображением Марии Антуанетты и ее сына, дофина. Возможно, его носил придворный или, после Революции, сторонник роялистов. Художественный музей Уолтерса.

Кольцо-камея с изображением Марии Антуанетты и ее сына, дофина. Возможно, его носил придворный или после Революции сторонник роялистов. Художественный музей Уолтерса.

К МОМЕНТУ НАСТУПЛЕНИЯ политически напряженного XVIII века эти кольца превратились из простых знаков благосклонности или поддержки в политическую наклейку на бампер своего времени.

Во Франции вы могли продемонстрировать свою поддержку Французской революции, купив комплект ювелирных изделий с полированными камнями из Бастилии.

Менее  популярные в те времена роялисты были более скрытными. Представьте себе украшения со скрытыми портретами королевской семьи или, что еще лучше, реликварии с их волосами.

Наполеон заказал четыре версии этой картины, изображающей его переход через Альпы в 1800 году через перевал Большой Сен-Бернар. Художник создал пятую для себя (именно эта версия сейчас висит в Версале). Переход был частью преувеличенной мифологии Наполеона, и картины являются примером пропаганды Наполеона вокруг этого мифа. «Наполеон переходит Альпы». Жак Луи Давид, 1805. Версаль.

Наполеон заказал четыре версии этой картины, изображающей его переход через Альпы через перевал Большой Сен-Бернар в 1800 году. Художник создал пятую для себя (именно эта версия сейчас висит в Версале). Переход был частью преувеличенной мифологии Наполеона, и картины являются примером пропаганды Наполеона вокруг этого мифа. «Наполеон переходит Альпы». Жак Луи Давид, 1805. Версаль.

Однако никто не умел лучше использовать силу ювелирных изделий в пропагандистских целях, чем Наполеон.

К 28 годам Наполеон уже был национальным героем Франции. Он только что победил Австрийскую империю и заключил сделку, которая дала Франции часть итальянских территорий. Несмотря на то, что его следующее предприятие — экспедиция в Египет — было милитаристским провалом (но огромным художественным успехом), он сумел использовать его как трамплин к политической власти. А в ноябре 1799 года он организовал успешный переворот и стал первым консулом Республики.

Встреча Наполеона и австрийского императора 4 декабря 1805 года. Картина Антуана-Жана Гро, около 1810 года. Версаль.

Встреча Наполеона и австрийского императора 4 декабря 1805 года, картина Антуана-Жана Гро, около 1805-15 гг. Версаль.

Кольцо с акварелью по мотивам картины Антуана-Жана Гро. Швейцарский национальный музей, коллекция Алисы и Луи Кох.

Кольцо с акварелью по мотивам картины Антуана-Жана Гро. Швейцарский национальный музей, коллекция Алисы и Луи Кох.

После того, как он стал консулом, ему понадобилось каких-то четыре года, чтобы стать...императором. За это время он сдерживал британские и русские войска и продал Луизиану Соединенным Штатам. Он также написал новый гражданский кодекс, который действует с поправками и по сей день. Для французских молодых людей, получивших классическое образование (и уставшей от войны широкой публики), наследственный император в стиле Древнего Рима казался более стабильным, чем пожизненный консул.

Поэтому, когда в 1804 году Наполеон манипулировал угрозой заговоров с целью создания имперской системы, Франция одобрила это. Он провел референдум, чтобы одобрить изменение своего статуса с консула на императора в ноябре 1804 года, и провел свою коронацию в декабре. Определенно не прокрастинатор.

Эта огромная картина высотой 20 футов была частью пропагандистской машины Наполеона. Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, Жак-Луи Давид, 1805-1807. Лувр.

Эта огромная картина высотой 20 футов была частью пропагандистской машины Наполеона. На ней изображены все лица, которых Наполеон считал династически важными, включая его мать, сестер, брата, двух детей Жозефины и многих других. Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, Жак-Луи Давид, 1805-1807. Лувр.

Поскольку Франция отменила «божественное право королей» с помощью гильотины, Наполеон обратил взор на римлян, где власть императора не была династическим правом по рождению, а завоевывалась на поле боя. Как и величайшие римские военачальники, Наполеон всегда помнил о важности помпезности и церемоний. Он часто дарил кольца со своим вензелем или эмблемами звезды и пчелы. Когда в 1815 году империя рухнула, кольца с его изображением — портретным или резным — стали популярным способом выражения поддержки. После его смерти в 1841 году спрос на кольца, связанные с императором, стал еще выше.

Поворотное кольцо Наполеона "Ne M'Oubliez Paz"

Кольцо-поворотник с портретом Наполеона, 1820 г.

обеспечить регресс

Оборот кольца: сердолик с цветком незабудки и надписью «Ne M'Oubliez Pas» (Не забывай меня)

Портрет, нарисованный  на кольце выше, изображает Наполеона в форме Chasseurs à Cheval . Chasseurs (конные егеря)- лёгкое кавалерийское подразделение Императорской гвардии, находившееся на службе во французской армии с 1804 по 1815 год,  известное своей славной боевой историей (и роскошной униформой). На голове у Нааполеона символ его звания: двууголка , шляпа XVIII века, которую носили генералы и офицеры европейской и американской армии и флота.

К 1820 году, дате нашего кольца (выше), Наполеон был сослан на Эльбу, восстановлен на 100 дней, пока не проиграл битву при Ватерлоо, а затем отправлен на остров Св. Елены, находившийся под контролем Британии. На троне был Луи-Филипп I. В отличие от Наполеона, тот был дворянином по происхождению и состоял в родстве с королем Людовиком XVI, но его семья поддерживала Французскую революцию.

Франции пришлось отказаться от многих завоеваний, достигнутых во время правления Наполеона, и многие бонапартисты жаждали возвращения славных дней Наполеона. Этот тип кольца-посвящения был создан, чтобы позволить владельцу хранить свою лояльность в тайне — необходимость в климате, где проявление лояльности «неправильной» партии могло привести к гибели. (Триста сторонников Наполеона были убиты в 1815 году.)

Обратная сторона кольца:

Обычно более сладкое слово «souvenir» украшает французские кольца с незабудками, но это не обычное кольцо с незабудкой. «Ne M'Oubliez Pas» — это скорее агрессивный прямой приказ, означающий НЕ ЗАБЫВАЙ МЕНЯ. Наполеон приказывает!

Чтобы увидеть текст, нужно подойти довольно близко, поэтому большинство людей не заметят политической темы. Портрет Наполеона носили скрытно, на коже, готовый к переворачиванию и ношению наружу, когда владелец находился в безопасности в компании других лоялистов.

5 мая 1821 года Наполеон умер в изгнании на острове Святой Елены, и после этого возрос аппетит ко всем видам наполеоновских памятных вещей. Многие во Франции чувствовали глубокую личную утрату. Даже в Англии — давнем военном сопернике Франции — газеты были переполнены восхищенными сообщениями об ушедшем императоре. Люди отчаянно хотели обладать чем-либо, что могло быть связано с ним.

Источник: ericaweiner.com
Читайте также
Возвращение к элегантности XVIII века
Искусство
Возвращение к элегантности XVIII века
2 сентября 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом