Это сверкающее ювелирное новшество возникло в 1700-х годах. Для изготовления граненой стали расплавленные гвозди формировались в крошечные граненые бусины. Затем эти бисинки, похожие на драгоценные камни, прикреплялись один за другим к базовой пластине. Это было английское изобретение, которое быстро распространилось по всему миру.
Пример серег из граненой стали XVIII века.
XVIII век называют веком алмазов. Технологические достижения в их огранке означали, что ювелирные изделия теперь могли сиять так, как никогда ранее. Так что время для "стального алмаза" было удачным. Усовершенствованные свечи (менее дымные и более яркие) позовлили проводить грандиозные мероприятия ночью. И все хотели сиять...
Граненая сталь может — весьма эффектно — имитировать блеск алмазов, при этом ее стоимость значительно ниже. Из-за сложности производства (и требуемого мастерства) создание стальных украшений переросло из простой имитации в самостоятельное искусство.
Стальная пуговица, 1850 год. Музей Виктории и Альберта.
Часть того, что сделало возможным резку стали, была дешевая рабочая сила индустриальной эпохи. Но это был не какой-то конвейерный продукт; каждый изготовленный кусочек стали требовал тщательного мастерства. Вот как это происходило:
Шпильки делались из декарбонизированной литой стали, которая была закалена (процесс, при котором внешний «корпус» закаляется, но внутренняя часть остается мягкой), затем шпильки гранились путем резки на оловянном круге. Затем их полировали сначала мелким наждаком и жесткой щеткой, а затем вручную специальной шпатлевкой. Наконец, их клепали на проколотые базовые пластины, которые также приходилось сверлить и резать вручную.
Людовик XIV, 1701 год, Гиацинт Риго, Версаль.
Первые резные стальные детали были сделаны для украшения пряжек обуви в начале 18 века. Поскольку тенденции стиля постоянно меняются (и не всегда разумны), шнурки внезапно оказались немодными. К середине 1737 года пряжки стали обычным требованием дресс-кода. На вашем билете в театр, скорее всего, было бы написано: «Джентльмену не разрешается носить шнурки».
Серебряная пряжка для обуви со стразами, Англия, 1770 год. Музей Виктории и Альберта.
Резные стальные пряжки для обуви с золотой окантовкой, Англия, 1780-е гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Центром производства граненой стали был Бирмингем, Англия. И один производитель выделялся среди всех остальных: Мэтью Болтон. Он родился в 1728 году, его отец производил небольшие металлические изделия. Но у младшего Болтона был особый талант сочетать новейшие технологии с последней модой. Он также постоянно расширялся — даже основал монетный двор. Мэтью Болтон общался с высокопоставленными лицами и пропагандировал свои стальные изделия. По счастливой случайности он довольно сблизился с российским послом при Екатерине Великой. Когда посол осматривал монетный двор, Болтон с ним отправил российской императрице несколько своих граненых стальных ожерелий.
Екатерина II, после 1782 года. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Огромная мода на пряжки породила гигантскую английскую промышленность, созданную для удовлетворения спроса как в Англии, так и во Франции. (Болтон экспортировал бесчисленное количество пряжек и пуговиц во Францию, где их часто перекупали англичане, думая, что они сделаны во Франции). В 1759 году Людовик XV призвал дворянство жертвовать свои золотые и драгоценные украшения, чтобы помочь финансировать Семилетнюю войну (когда Франция и Англия воевали за колонии и в нее были вовлечены почти все другие европейские державы). Либо вы соблюдали закон и отдавали свои фамильные драгоценности на переплавку для военного казначейства, либо вы тихо прятали свои драгоценности до окончания войны. Но вас определенно не видели в ваших самых модных украшениях — это было бы непатриотично. Украшения из ограненной стали, сделанные из недрагоценного металла, идеально подходили для того, чтобы заполнить этот блестящий пробел.
Королева Шарлотта, 1761-69, Аллан Рэмси. Королевская коллекция.
Сатирическая картинка: модная пара в парке. Даму ослепил блеск стальных пуговиц ее кавалера. Британский музей.
Однако, когда Франция шла к своей Революции, торговля сталью через Ла-Манш фактически остановилась. Королева Шарлотта немного помогла возродить моду на ювелирные изделия из стали, надев пряжки и пуговицы. Но если замедление во Франции было достаточно плохим, пряжки стали считаться некрутыми. Поэтому в 1791 году английские производители пряжек (включая Мэтью Болтона) получили аудиенцию у принца Уэльского. Пытаясь помочь отрасли, принц приказал носить пряжки при своем дворе.
Подъем длился недолго, но он помог этой форме искусства развиться. Когда пряжки исчезли, производители изменили свое направление, создав более сложные ювелирные изделия из стали. И драгоценности стали больше и сложнее.
Кронпринцесса Швеции Виктория в тиаре на своем королевском портрете 2022 года.
Предполагается, что эта тиара была создана для дочери Жозефины, Гортензии Богарне. У Гортензии не было дочерей, и она, возможно, отдала свои стальные украшения своей племяннице Жозефине Лейхтенбергской, которая вышла замуж за будущего короля Швеции Оскара I в 1823 году. Тиара была «утеряна», пока в 1976 году шведская королева Сильвия, которая интересовалась историческими драгоценностями, не обнаружила ее. Она надела ее впервые в 1979 году, и с тех пор тиара находится в ротации у шведской королевской семьи.
Стальная тиара в георгианском стиле, архив Эрики Вайнер.
Наполеон даже был поклонником этого стиля, что, безусловно, сыграло свою роль в долговечности и популярности граненой стали. В 1810 году он подарил граненую парюру своей второй жене Марии Луизе на свадьбу. (На самом деле, он не мог позволить себе парюру с драгоценными камнями!).
Драгоценности из граненой стали стали основой любого модного женского вечернего ансамбля. Эти темные, мерцающие изделия излучают бриллиантовый блеск, который был (и остается!) особенно эффектным при слабом освещении, которым в то время был свет свечей.
Это были ночные драгоценности, и они завораживали.
Стиль был настолько востребован, что на пике тренда изящное украшение из граненой стали могло стоить дороже золота. Серебряные украшения даже изготавливались так, чтобы напоминать граненую сталь. Имитация стала имитироваться — верный признак культового статуса.
Развитие технологий к середине-концу 19 века позволило производить эти сверкающие стальные элементы с помощью машины, что сделало их более доступными и недорогими — но к началу 20 века люди перешли к другим тенденциям в ювелирном деле.