Chopard, Cartier, Pomellato, Messika, Tasaki… 95% представленных новых изделий haute joaillerie (по оценке профессионала) были разработаны с использованием CAD (Computer-Aided Creation). Тема, которая до сих пор является табу в этом секторе, ассоциируется с ручной работой мастеров, наследующих давние традиции и признанных во всем мире. Другая причина этого табу заключается в том, что CAD изначально был зарезервирован для недорогих, массово производимых изделий из Азии. В результате общение по CAD происходит редко, и только несколько давно существующих домов, таких как Cartier и Boucheron, и совсем молодой бренд Messika, включают этот тип изображения в свое ноу-хау. Для других это не обязательно скрыто, а скорее обойдено молчанием или эвфемизмом, как в Louis Vuitton, который различает в своем пресс-ките «часы разработки и дизайна» и «часы работы».
Louis Vuitton - Колье "Phénoménal" из золота и платины, центральный замбийский изумруд 5,07 карата, бриллианты
Ремесла под угрозой?
Часто подвергаясь критике или недооценке, мы на самом деле не знаем, что влечет за собой САD. «Когда он появился, я понял, что такие люди, как я, которые работали за верстаком, в конечном итоге будут считаться некомпетентными, и что их заменят некомпетентные люди, которые умеют обращаться с компьютерами», — объясняет бывший ремесленник, ставший маэстро САD. Специалисты по компьютерам из аэрокосмической и автомобильной промышленности взяли на себя процесс проектирования и производства, взяв на себя большую часть работы мастера, который формирует драгоценность из золотых пластин и проволоки, используя пилы и напильники. Используя программное обеспечение, специалист по компьютерам моделирует драгоценность в 3D: он получает ее структуру с ребрами, отверстиями и когтями для камней. Этот файл, наконец, печатается воском, а затем транспонируется в золото, процесс, известный как литье. На этом этапе мы возвращаемся к традиционному процессу: мастер с почерневшими руками скоблит чугун, чтобы удалить слои, оставшиеся после 3D-печати, опиливает камни и полирует золото.
Boucheron - Колье "Ondes" из золота, горного хрусталя, бриллиантов из коллекции l'or Bleu
Незаменимый инструмент САD
Появление САD совпало в начале 2000-х годов с "пробуждением" ювелиров, скупленных международными группами, и открытием новых рынков (Россия, Китай). Это было находкой, потому что в то время им приходилось производить больше и быстрее, в том числе ювелирные изделия высокого класса. Чтобы соперничать со своими конкурентами, они вступили в гонку за техническое мастерство, со все более сложными дизайнами, такими как представленные в этом сезоне: спиральные, повторяющиеся и каденционные волюты у Chaumet, прямолинейные сплетения у Louis Vuitton, формы, воспроизводящие ощущение воды у Boucheron и т. д. Все чрезвычайно текуче, благодаря использованию передовых нанотехнологий. Обратите внимание: человек был бы вполне способен изготовить все эти драгоценности, но за бесконечно более длительный срок и, следовательно, по стратосферным и немыслимым ценам, даже для изделия haute joaillerie. С другой стороны, как отмечает один ювелир, «сделать плетение из трех золотых проволок вручную быстрее, поскольку его не нужно скоблить или полировать, в отличие от плетения, напечатанного на 3D-принтере, которое всегда прокалывается и имеет борозды».
Имеет ли все еще смысл у
Chaumet
Ультрасовершенство?
САD привел к поиску совершенства и точности, сравнимых с часовым делом. Мы хотим прямых углов 45° с точностью до сотой доли миллиметра, чего человеческая рука никогда не сможет достичь с помощью пилы. Драгоценности, которые покидают мастерские, изучаются с помощью бинокля x40, а не x10 несколько лет назад. Проецируемый на экран размером 1×2 метра нано-зазор, который глаз, очевидно, не воспримет, кажется достаточно большим, чтобы просунуть через него палец! Никакая аномалия, какой бы бесконечно малой она ни была, не должна оскорблять глаз. И вот в чем загвоздка: это требование, оторванное от реальности, слишком часто приводит к идеальной симметрии, продезинфицированному, замороженному дизайну. Хватит отфотошопленных лиц и созданных искусственным интеллектом моделей. То, что красиво на экране, не обязательно таково в реальности. «Стирая случайность материалов, мы подавили блеск неожиданности в предмете», — пишет Ален Дамасио из Apple Store Silicon Valley (см. Vallée du Silicium). Мы оставили позади мир очарования, саму душу старинных украшений, созданных Froment-Meurice, Vever и другими. Может быть, в этом причина невыразимой скуки, которую я, признаюсь, испытываю перед этими коллекциями?
Теперь задача — найти баланс, благодаря компьютерным специалистам, которые способны сделать украшение вручную. Они уже есть; некоторые дома уже нанимают их.
Bulgari - Колье «Lotus Cabochon» из золота, бирюзы, аметистов, рубеллитов, ...
Piaget - Часы из фактурного золота, бриллианты, изумруды
Chopard - Чокер из золота с желтыми бриллиантами огранки «радиант» (58,55 карата) и круглой огранки (29,92 карата)
Гуччи
Bucherer
Hermès