Тиара,Tiffany & Co. 1894 г. Платина, золото, бриллиант. Частная коллекция.
В десятилетия, последовавшие за Гражданской войной огромные богатсва были сделаны в горнодобывающей промышленности, на железных дорогах, в производстве, финансах и торговле. Нью-Йорк являлся эпицентром для тех, кто был вовлечен в эту деятельность. К 1892 году треть миллионеров страны проживала на Манхэттене. Для недавно разбогатевших людей, а также для членов старого нью-йоркского общества, большие дома, которые они начали строить в дальних уголках Пятой авеню, требовали дорогостоящих, великолепных интерьеров и, как следствие, столь же изысканной одежды и ювелирных изделий для стильных развлечений. В то время как многие жители Нью-Йорка покупали драгоценности за границей во время своих путешествий, все больше людей стали приобретать украшения, созданные в Нью-Йорке: состояния, сколоченные в годы, прозванные "Позолоченным веком" позволили ювелирам создавать свои лучшие произведения, используя самые экстравагантные материалы. Таким образом, они возвестили о первой по-настоящему великой эре американских ювелиров.
вероятно французский, театральный бинокль, ок. 1900 г. Платина, бриллианты, эмаль, латунь, рог.
Монограмма «FSG для Florence Schloss Guggenheim (миссис Даниэль Гуггенхайм).
Предоставлено Музеем города Нью-Йорка; дар Роджера М. Штрауса (32.158.16).
Покупка ювелирных изделий была второстепенной по сравнению с их презентацией на публике, чаще всего в Метрополитен-опера, когда сверкающие украшения превращали своих владельцев в актеров, создающих блестящие представления, затмевающих которые порой те, что происходили на сцене. Многие ходили в оперу просто для того, чтобы взглянуть на светских дам, представляющих свои новейшие ювелирные покупки на публике: вуайеризм, которого легко достичь с помощью пары театральных биноклей.
Некоторые предприимчивые ювелиры покинули свои исторические места в нижнем Манхэттене и переехали в верхнюю часть города, чтобы быть ближе к своим покровителям. Главной из них была Tiffany & Co. В 1837 году Чарльз Льюис Тиффани и Джон Бернетт Янг открыли небольшой магазинчик галантерейных товаров на Бродвее, 259, и вскоре бизнес расширился, включив в себя импортные ювелирные изделия. В 1848 году, во время свержения французского короля Луи Филиппа I, ювелирные изделия, купленные у беглых аристократов, привели к быстрому росту репутации Tiffany как поставщика эксклюзивных драгоценных камней. После того, как в 1853 году Тиффани взял под контроль фирму, он переименовал ее в Tiffany & Co. Он несколько раз перемещал магазин на север, следуя за жилищными моделями своей клиентуры. Чтобы привлечь внимание, фирма участвовала в таких выставках, как Philadelphia Centennial в 1876 году, где они получили награды за свое серебро и ювелирные изделия. Галереи-сателлиты в Париже (1850) и Лондоне (1872) обслуживали американцев, путешествующих за границу, а также европейцев, которые начали ценить имя Тиффани. Извлекая выгоду во второй раз из меняющихся аристократических состояний Франции, Тиффани активно участвовала в продаже драгоценностей французской короны в 1887 году. Участвуя в торгах от себя и от имени частных клиентов, фирма успешно выиграла треть лотов, больше, чем любой другой конкурент.
Бриллианты составляли основную часть продаж Tiffany & Co., о чем свидетельствует одна из немногих известных сохранившихся тиар фирмы, сделанная для свадьбы Джулии Кемп в 1894 году. Ее отец, Джордж Кемп, является примером американских историй успеха той эпохи. Он эмигрировал из Ирландии со своей овдовевшей матерью и пятью братьями и сестрами в 1830 году; к 1858 году он возглавлял крупную фармацевтическую фирму. Дом Кемпа на Пятой авеню был оформлен в эстетическом стиле Associated Artists, фирмой по дизайну интерьера, основанной сыном CL Tiffany, Луисом Комфортом Тиффани, Локвудом Де Форестом, Кэндис Уилер и Сэмюэлем Колманом. К 1894 году, когда его дочь вышла замуж за представителя старинной семьи Новой Англии, Кемп смог подарить ей бриллиантовую тиару (верхнее фото). Аналогичным образом бриллианты играют центральную роль во впечатляющем платиново - золотом градуированном колье из звеньев, изначально имевшем двойное назначение с тиарой, ныне утерянной. Ожерелье принадлежало Джулии Дент Грант (1826–1902), вдове Улисса С. Гранта, 18-го президента Соединенных Штатов. Оно было элегантным, хотя и сдержанным, именно такие драгоценности подобало носить женщине за семьдесят:
Ожерелье Джулии Дент Грант, Tiffany & Co., ок. 1890–1895 гг. Платина, золото, бриллианты.
Коллекция доктора Джулии А. Макмиллан и мистера Дж. Э. Дитца.
Одним из лидеров изменений в дизайне и материалах ювелирных изделий в Tiffany & Co. был Джордж Полдинг Фарнхэм, создавший серию брошей в виде орхидей, которые произвели сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. В то время живые орхидеи были редкими и дорогими экземплярами, которые немногие могли себе позволить; в качестве ювелирных изделий они были еще более редкими. Фарнхэм уловил утонченность и красоту каждого вида, вдохнув в них жизнь с помощью тонко окрашенных эмалей и россыпи драгоценных камней:
Брошь «Орхидея», дизайн G. Paulding Farnham (1859–1927), Tiffany & Co. (основана в 1837), 1889–1893. Золото, бриллиант, рубин, изумруд, эмаль. Частная коллекция.
Фарнхэм был столь же искусен в дизайне в эстетике полностью белого цвета бриллиантов и платины, столь популярной на рубеже веков. Именно во время его пребывания в должности американский юрист и государственный деятель Элиху Рут (1845–1937) приобрел бриллиантовую брошь, изготовленную в 1901 году компанией Tiffany & Co. для Панамериканской выставки в Буффало, штат Нью-Йорк, для своей жены Клары Фрэнсис Уэльс Рут (ум. 1928), вероятно, на 25-ю годовщину их свадьбы; во время этой покупки Рут был военным министром при Теодоре Рузвельте:
Брошь, дизайн Г. Полдинга Фарнхэма (1859–1927), Tiffany & Co. (основана в 1837 г.), 1901 г. Платина, бриллианты. Коллекция Улисса Гранта Дитца и Гэри Н. Бергера.
Бонбоньерка, дизайн Г. Полдинга Фарнхэма (1859–1927), Tiffany & Co. (основана в 1837 г.), около 1889 г. Золото 20 карат, платина, сапфир. Архив Tiffany & Co. (A1999.54).
Благодаря своим превосходным знаниям о драгоценных камнях, широкому интеллекту и неуемной энергии Джордж Кунц позволил Tiffany & Co. представить публике ряд цветных драгоценных камней, таких как сапфиры, аметисты и бирюза. Его открытия драгоценных камней улучшили дизайн Фарнхэма, а также дизайн Луиса Комфорта Тиффани, который был великим исследователем природы и колористом в душе. Со смертью Чарльза Льюиса Тиффани в 1902 году младший Тиффани, возможно, наконец, почувствовал свободу экспериментировать с формой искусства, которая была центральным элементом фирмы его отца. Предпочитая кабошоны ограненным камням, Л. К. Тиффани стремился создавать натуралистичный вид в ювелирных изделиях, когда это было возможно. Он использовал эмаль, чтобы передать цвет и глубину, и золотые листья и усики, чтобы закрепить камни, вместо зубцов, создавая видимость яркого цвета на лесной почве:
Брошь, дизайн Луиса Комфорта Тиффани (1848–1933), Tiffany & Co. (основана в 1837 г.), около 1910 г. Золото, розовый топаз, коричневый кабошон-топаз. Коллекция Сьюзен Б. Каплан.
Фирма Marcus & Co., также известная своим интересом к цветным драгоценным камням, была названа в честь Германа Маркуса. Родившийся в Германии, где он и научился своему ремеслу, Маркус работал в ведущем нью-йоркском ювелирном ритейлере Ball, Black, & Co., прежде чем отправиться в самостоятельное плавание, сначала с Теодором Б. Старром, чтобы основать Starr & Marcus. На Philadelphia Centennial, где они выставлялись, один репортер заметил: «Никто, кто смотрел на сверкающий ряд ограненных бриллиантов, выставленных Starr & Marcus из Нью-Йорка... не мог пожалеть о процессе огранки и полировки, который привел к производству этих великолепных драгоценностей». Позже Маркус работал в отделе бриллиантов Tiffany и представлял фирму на Парижской выставке. К 1884 году он присоединился к Jaques & Marcus (последний Маркус был его сыном, Уильямом Элдером Маркусом), которая в 1892 году стала Marcus & Company.
На протяжении всех этих изменений Герман Маркус был известен качеством и ассортиментом цветных камней, которые он использовал, а также своими изогнутыми дизайнами, мягко украшенными градуированным, бисерным узором. Как Marcus & Co., фирма вступила в период большой производительности, в котором необычные драгоценные камни, такие как перидот, опал -валун, нефрит и жемчуг «собачий зуб» , были установлены в сложные, часто переплетенные оправы:
Ожерелье, Marcus & Co. (1892–1941), около 1900 г. Золото, бриллиант, перидот. Частная коллекция.
Блестящая работа фирмы с эмалью была непревзойденной в этот период. Среди самых лучших из них были полупрозрачные витражные эмали, которые освещали натуралистичные композиции из цветов и листьев:
Драгоценность Рехана (1895-1905), Marcus & Co. (1892-1941). Золото, эмаль. В: 4 x Ш: 3 дюйма. Коллекция Музея Ньюарка; Приобретено в 2013 году у Helen McMahon Brad Cutting Fund, Коллекция Музея Ньюарка (2013.2).
Теодор Б. Старр (1837–1907), один из первых партнеров Маркуса, основал свой одноименный магазин в 1877 году, чтобы конкурировать с любым магазином в Нью-Йорке по ассортименту и качеству своих предметов роскоши. Старр был эксклюзивным представителем главного конкурента Tiffany по серебру, Gorham & Co., в городе.
Theodore B. Starr, Inc. (Нью-Йорк, 1862-1918), розничный торговец; стекло, вероятно, Thomas Webb & Sons (Эмблкот, Англия, 1837-1990), фляга с лебединым клювом, 1885-1900. Стекло в оправе и гравировка, серебро. Д. 8¼ дюйма. Предоставлено Музеем города Нью-Йорка, дар мисс Мод Лейси (38.13.1a-b).
Магазин, который мог похвастаться лифтом, называли «настоящей пещерой Аладдина». В нем было представлено серебро на уровне улицы, ювелирные изделия на втором этаже, а скульптуры и часы на третьем. В 1911 году в верхней части города на 47-й улице и Пятой авеню было возведено более крупное и впечатляющее здание с частными комнатами для просмотра ювелирных изделий. В 1918 году фирма была поглощена производителем серебра Reed & Barton из Тонтона, Массачусетс.
Одним из самых известных ранних американских ювелиров был Ball, Black, & Co., история которого восходит к 1801 году, когда он работал как Marquand and Paulding в Саванне, штат Джорджия. К 1810 году Айзек Маркуанд обосновался в Нью-Йорке, где он оставался на протяжении многих деловых партнерств, до 1874 года, когда он стал Black, Starr & Frost, с новыми партнерами Кортландом Старром и Аароном Фростом. Black, Starr & Frost были среди немногих американских компаний, которые выставлялись в Crystal Palace в Лондоне в 1851 году. Из первоначального местоположения на нижнем Бродвее фирма переехала вверх по Пятой авеню на 28-ю улицу в 1876 году; на 39-ю улицу в 1898 году; и на 48-ю улицу в 1912 году. На рубеже веков их ювелирные изделия были наиболее известны своей платиной и бриллиантами с изящными цветными акцентами с использованием необычных бирюзовых кабошонов и розовых жемчужин конх:
Брошь, Black, Starr & Frost (1876-1929), 1900. Платина, бриллианты, бирюза. Предоставлено DK Bressler, Нью-Йорк.
Другим ювелиром с Бродвея была компания Dreicer and Co. (1868–1926), чей первый магазин на уровне улицы был открыт на Джон-стрит, 6, недалеко от этой магистрали Якобом Дрейцером и его женой Гитой. Пара эмигрировала из России в 1866 году, и оба были хорошо осведомлены о драгоценных камнях до своего прибытия в Манхэттен. Славящийся высоким качеством своих драгоценных камней и продажей бриллиантов и жемчуга, выполненных в шарнирных платиновых оправах, мастерство Дрейцера заключалось в его быстрой интерпретации для своих американских покровителей последних стилей в Париже, особенно в Cartier. Жемчуг был особой страстью Якоба Дрейцера, который создавал большие, подобранные жемчужные нитки, кропотливо собирая их в течение долгого времени. Первый магазин Драйсера располагался рядом с Delmonico's, где ювелир обедал и обхаживал богатую клиентуру.6 В 1885 году фирма переехала на Пятую авеню, на 30-ю улицу, а позже и дальше на север, на 46-ю улицу. Помимо открытия магазина в Чикаго, фирма также управляла сезонными магазинами в таких модных местах, как Саратога-Спрингс и Палм-Бич.
Брошь, дизайн Ф. Вальтера Лоуренса (1864–1929), вероятно, изготовлена Густавом Манцем, р. Германия (1865-1946), около 1900 г. Опал, золото. Коллекция Джанет Сапата.
Ювелирный дизайнер Фрэнк Уолтер Лоуренс (1864–1929) сделал успешную карьеру, создавая творческие композиции, часто с египетскими и мифологическими мотивами, используя цветные камни, древнее стекло и рог, а также золото. Он был учеником в Нью-Джерси у Дюрана и компании (1869–1936) и у Жака и Маркуса (ок. 1882–1892) в Нью-Йорке, прежде чем открыть свой первый магазин на Манхэттене по адресу 857 Бродвей в 1889 году. Четыре года спустя, по адресу 41 Юнион-сквер, он обслуживал клиентов, которых меньше интересовали бриллианты и жемчуг, чем драгоценности, вдохновленные историей, текстурой и цветом. Мастерство и воображение, в отличие от денежной стоимости ювелирных изделий, были темой, которую он продвигал в своих работах.
Густав Манц (1865–1946) выполнил ряд проектов Лоуренса (см. фото выше). Талантливый, хотя и недооцененный ювелир, Манц сегодня известен благодаря своим сохранившимся рисункам и эфемерам, которые сейчас хранятся в Музее Винтертура. Родившийся в Штутгарте, Германия, недалеко от Пфорцхайма, крупного центра огранки драгоценных камней и ювелирных изделий, Манц там обучился своему ремеслу, а затем путешествовал по Парижу, Англии и Южной Африке, прежде чем приехать на Манхэттен в 1893 году, где он стал ювелиром-производителем для многих американских фирм. Манц изготавливал ювелирные изделия в широком диапазоне стилей для Tiffany & Co., Marcus and Co., Black, Starr, & Frost и Gorham, среди многих других. Документы Манца позволили нам лучше оценить вклад Манца, на чьей работе основана репутация многих известных фирм.
Когда Америка вступила в Первую мировую войну, многие ювелирные дома пошатнулись. Сегодня, за исключением Tiffany & Co. и недавно возрожденной Black, Starr & Frost, ни одна из упомянутых здесь фирм не сохранилась. Однако их прекрасные украшения остаются, чтобы напоминать нам о мастерстве, страсти и таланте ювелиров Позолоченного века.
Выставка «Позолоченный Нью-Йорк: дизайн, мода и общество» экспонировалась в Музее города Нью-Йорка до января 2016 года.
Жаннин Фалино, независимый куратор, была сокуратором выставки « Позолоченный Нью-Йорк: дизайн, мода и общество».
Первоначально эта статья была опубликована в выпуске журнала Antiques & Fine Art за осень 2015 года, оцифрованная версия которого доступна на afamag.com . Antiques & Fine Art, AFAmag, AFAnews и AFA Publishing являются аффилированными лицами InCollect.com .