Людовик XIV в роли Аполлона. Рисунок XVII века
Несокрушимая страсть
"Король - Солнце" пылал страстью не только к садам и придворным танцам, он также был без ума от бриллиантов, отдавая им почетное место в ущерб жемчугу, который до этого был предметом всех желаний. Эта страсть, подогреваемая завещанием кардинала Мазарини в виде 18 исключительных бриллиантов, позволила ему утвердить свое превосходство и власть. Он включил бриллианты в свою одежду, надевая их в виде пуговиц, на шляпу, на шпагу, в пряжки своих ботинок, в петлицы, на тесьму клапанов карманов и на швы на спине своего сюртука. Однажды, чтобы произвести впечатление на турецкого посла, он даже заказал костюм, полностью расшитый белыми бриллиантами.
Клод Лефевр - Портрет Людовика XIV фрагменты) © Château de Versailles
Первый торговец драгоценными камнями
Его страсть подогревал Жан-Батист Тавернье. Считающийся прародителем всех торговцев драгоценными камнями, Тавернье совершил шесть путешествий между 1631 и 1668 годами, в ходе которых он преодолел 240 000 километров.
Жан-Батист Тавернье
Карта, показывающая путешествия Жана-Батиста Тавернье
Он отправился в Турцию и Персию, посетил Индию, кишащую тиграми, и даже был первым европейцем, достигшим знаменитых алмазных рудников долины Голконда. Он привез исключительные камни, включая знаменитый 115-каратный сине-фиолетовый бриллиант, который сам по себе имеет невероятную историю.
Рисунки двадцати алмазов, привезенных Жаном-Батистом Тавернье из Индии 6 декабря 1668 года
Большие достижения в обработке камня
В 1550 году в Париже было около 300 мастерских ювелиров, которые преуспели в искусстве оправы и монтажа, в то время как лучшие гранильщики находились в Голландии. Людовик XIV прежде всего хотел еще больше улучшить свои бриллианты, и поэтому французские гранильщики, значительно развив свое мастерство, в конечном итоге превзошли самих себя в искусстве огранки камней и увеличили количество граней, чтобы увеличить блеск и сияние бриллианта. Они заложили основу для бриллиантовой огранки, которая и сегодня остается самой известной. Пьер Ле Тессье де Монтарси, Сильвестр Боск и Пьер Блен были мастерами, преданными страсти Короля-Солнца, и которые сделали Париж столицей высокого ювелирного искусства во второй половине XVII века.
Модная клиентура в стиле Людовика XIV
Людовик XIV вызвал феноменальное помешательство на бриллиантах, и аристократия полностью отдалась бриллиантам, превратив Версаль в сверкающий театр. Прически сверкали ими при свете свечей и отражались в зеркалах. Бриллианты вышивались на корсажах, застегивались на рукавах и носились на шарфах поверх парчовых жакетов. «Как это ни парадоксально, портреты того времени показывают мало этой пышности, которая, с другой стороны, описана в таких текстах, как мемуары Ла Палатина», — объясняет Жислен Окреман, историк Школы ювелирных искусств. Одно из самых известных изображений — это изображение Марии Лещинской, чей корсаж сияет алмазами во всем великолепии.
Алексис Симон Белль – Мария Лещинская и дофин (фрагмент) © Château de Versailles
Драгоценности короны
Во время своего правления Людовик XIV значительно обогатил эту коллекцию, инициированную Франциском I и принадлежавшую государству. Король-Солнце сделал ее самой роскошной на Западе. В 1691 году она насчитывала 5885 бриллиантов по сравнению с 1500 другими драгоценными камнями и 500 жемчужинами. Было 18 бриллиантов, унаследованных от Мазарини (включая 55-каратный «Санси»), и те цветные бриллианты, от которых король был без ума. «Bleu de France», вставленный в Золотое руно и являвшийся символом его правления (теперь выставленный в Смитсоновском институте), стоял рядом с «Hortensia» с его слегка персиково-розовым цветом. В 1714 году в значительно более обедневшем королевстве Людовик XIV был наконец вынужден отказаться от этого последнего, исключительного камня, который через несколько лет будет приобретен французским регентом, чье имя он носит сегодня.
«Гортензия», экспонат Лувра © RMN
Циркониевая копия «Bleu de France» © MNHN - Бернар Фэй