Exposition Coloniale Internationale de Paris, Парижская колониальная выставка 1931 года, была мероприятием, длившимся полгода. Она была задумана для демонстрации разнообразных культур и искусств колониальных территорий Франции.
Торжественное открытие Постоянного музея колоний 16 мая 1931 года в рамках Международной колониальной выставки в Париже. Слева Виктор Борегар приветствует Поля Рейно, министра колоний, и Марселя Оливье, бывшего генерал-губернатора Мадагаскара и соорганизатора выставки вместе с маршалом Юбером Лиотеем
Цель выставки была двойной: представить Французскую империю в позитивном свете, чтобы противостоять критике Франции как эксплуататора своих колоний, и в то же время преподнести Францию как страну, ассоциированную с колониями, а не просто ассимилирующую их.
Всего в выставке приняли участие 26 территорий Французской империи, а также другие страны, а именно Соединенные Штаты — с экспозициями с Аляски, Гавайев, Пуэрто-Рико, Виргинских островов и Самоа — Нидерланды, Бельгия, Италия, Япония, Португалия и Дания, которые любопытным образом представили диорамы суровых, мрачных ландшафтов Гренландии. Группа международных участников помогла придать выставке атмосферу Всемирной торговой ярмарки.
Плакат выставки, созданный Жозефом де Ла Незьером (1873-1944)
Искусство и культура французской колониальной Африки стали центром внимания выставки, и это, в свою очередь, вновь разожгло интерес ко многим прошлым и настоящим творческим произведениям, созданных ремесленниакми этого континента. Африканское искусство сыграло ключевую роль в бесчисленном множестве влияний на новое движение Art Moderne, которое было инициировано на Международной выставке декоративного и промышленного искусства 1925 года, однако Парижская колониальная выставка поставила его в центр внимания. Изысканные экраны и панели, лакированные бронзой и серебром, изображающие экзотические танцующие фигуры в племенных костюмах, вызвали интерес к жизни и образу жизни, которые, казалось, не были испорчены суровостью современной индустриальной эпохи.
Африка была не единственным источником вдохновения, островные королевства Тихого океана, такие как Гавайские острова и Филиппины, также предоставили произведения с аутентичными художественными мотивами.
Браслет из 18-каратного золота, малахита, пурпурина и слоновой кости, Boucheron, Париж. Выставлялся на Выставке колониальных времен в Париже в 1931 году | Изображение: Sotheby's
Одним из самых запоминающихся творений стал комплект ювелирных изделий от Boucheron, который был напрямую вдохновлен африканской культурой — браслет был выполнен из малахита, красного стекла (пурпурина), слоновой кости и золота с выраженной геометрической формой. Желтое золото и слоновая кость встречаются в традиционных африканских украшениях, в то время как сильные контрастные цвета и структура подтверждают движение Art Moderne. Изделие необычно тем, что в нем отсутствуют ограненные камни любого вида, вместо этого для драматического эффекта в нем используются сплошные звенья контрастного цвета. Также было изготовлено ожерелье, состоящее из контрастных красных и зеленых панелей. Но браслет был наиболее четко связан с искусством Африки, и благодаря своей конфигурации, цвету и материалам он был недвусмысленной реинтерпретацией племенных украшений континента в начале 20 -го века.
Жозефина Бейкер
Выставка способствовала развитию стремления к упрощенным драгоценностям, что по сути привело к переходу к традиционным ремеслам, которые были особенно популярны в эпоху Депрессий 1930-х годов. Бусы из янтаря и слоновой кости, дополненные многочисленными браслетами из экзотических полированных пород дерева, лака и слоновой кости, стали очень модными аксессуарами для модниц того периода. Сесил Битон сфотографировал Нэнси Кунард, наследницу судоходной компании, принявшую эту тенденцию. Ее руки были украшены многочисленными африканскими браслетами, она была известна как приверженка нового «варварского образа», и коллекционировала как африканское искусство, так и артефакты. Этот образ также популяризировала Жозефина Бейкер, которая исполнила диковинный и эротичный «danse sauvage» и очаровала публику своей смелой юбкой из перевязанных бананов.
Сесил Битон, портрет Нэнси Кунард, 1929 г.
Напротив, Cartier ранее в 1919 году создал серию сложных драгоценностей под названием Soudanais – браслеты с дизайном торка, напоминающие как золотые, так и серебряные африканские образцы из Нубии, а также из древней Европы. Они были выполнены из слоновой кости с искусной инкрустацией и были вдохновлены суданскими узорами с их резным кольцом и точечным декором, бриллиантами и жемчугом, украшавшими драгоценности, а кораллы использовались на концах. Эти сложные и роскошные изделия, конечно, были далеки от традиционных африканских драгоценностей, от которых они произошли, хотя использование слоновой кости создавало ощущение экзотики и связи с Африкой. Браслет, возможно, является формой моды этой эпохи, которая имела самое устойчивое влияние, будь то в простом лаке или украшенная бриллиантами.
Браслет «Soudanais» из слоновой кости, кораллов, бриллиантов и эмали от Cartier, один из восьми, созданных в 1919 году | Изображение: Christie's
Браслет-манжета Boucheron Graphique из 18-каратного белого золота с малахитом, ониксом и бриллиантами
Африканская эстетика продолжает сохранять свое влияние в творчестве современных ювелиров. Boucheron воспроизвелибраслет, созданный ими для выставки 1931 года, в рамках своей коллекции Nature Triomphante 2018 года в виде браслета-манжеты «Graphique». В их переосмысленном браслете, хотя ранний и более поздний дизайн идентичны, материалы сильно отличаются. Сохранен только малахит, а красное стекло и слоновая кость заменены ониксом, черным лаком и бриллиантами, и он установлен в белое, а не желтое золото. Браслет демонстрирует свои корни в стиле ар-деко; однако использование бриллиантов решительно отдаляет изделие от его первоначального источника дизайна.
Tiffany & Co обратились к Nancy Cunard со своими черными, слоновой костью и красными лаковыми браслетами и японскими деревянными браслетами, а также с эффектным браслетом из кости, созданным Эльзой Перетти.
Эльза Перетти для Tiffany & Co., браслет-манжета из стерлингового серебра; дизайн был представлен в 1970-х годах.