Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Джампаоло Бабетто (Giampaolo Babetto)

2 сентября 2024
Редакция

Джампаоло Бабетто родился в Падуе (Италия), в 1947 году. Он закончил Институт искусства им. Пьетро Сельватико в Падуе и Академию изящных искусств в Венеции. Джампаоло Бабетто — один из самых влиятельных представителей авангардной сцены ювелиров с середины 1960-х годов. Он один из ветеранов Падуанской школы и внес значительный вклад в формирование образа ювелирного искусства в Италии и во всем мире. Его классифицируют как художника смешанной техники, работающего не только над ювелирными изделиями, но и над серебряными предметами, дизайном мебели и архитектурными проектами.

Я отождествляю себя с украшениями, которые создаю. Каждый раз это новый вызов, потому что я знаю, что то, что я создаю, должно быть живым объектом, а не просто предметом, стоящим на окне, и это должно выглядеть еще прекраснее, когда его носят на шее женщины, на ее запястье или на ее пальцах. 

Творчество Джампаоло Бабетто отражает современные художественные течения, такие как конкретное искусство, минималистское искусство, кинетическое или поп-арт в уникальной, пуристской и пластичной манере.

1995 г. Кольцо из золота с аметистом

Его изделия сразу узнаются по простому дизайну. Он вдохновляется архитектурой своей родины, виллами Палладио и геометрией, в которой он находит поэзию. Его украшения инновационны по своей концепции. Состоящие из различных абстрактных элементов, разбитых на модульные блоки или сделанных подвижными с помощью изобретательных связей, работы Бабетто похожи на небольшие архитектурные детали или  скульптуры. Бабетто предпочитает работать с золотом из-за его стабильной пластичности и теплого блеска, который он сочетает с нетрадиционными материалами, такими как пластик или стекло, черное дерево, покрывая внутреннюю поверхность бархатистым пигментом в светящихся основных цветах красного или синего или используя эмаль и старинные техники, основанные на черни. Эти материалы используются в качестве акцентов и контрастов в работах все более чистых и существенных геометрических форм, которые стали характеризовать Падуанскую школу.

Брошь

 Кольцо

Художник достигает личного художественного языка, в котором использование геометрических форм нацелено на абсолютный минимализм, где внимание сосредоточено на идее, лишенной всего чистого декоративизма. Для Бабетто дизайн методичен, интровертирован и рационален, его реализация импульсивна, быстра и страстна. «Я являюсь сочетанием рациональности и импульсивности. Когда у меня в голове возникает идея или концепция, я хочу реализовать ее максимально линейным образом. Как только я нахожу механизм, я хочу достичь этого как можно быстрее и полностью отдаюсь этому». Результатом являются работы, доведенные до крайней сути формы и линии, что позволяет тем, кто смотрит на них, мгновенно ощущать формальное напряжение и воздействие композиции. Каждая из них раскрывает его страсти, его любовь к архитектуре и его внимание к деталям.

Брошь "Da Pontormo", 2005. Белое золото 18 карат, пигмент, зеркало.

Брошь, 2003 г. Белое золото 18 карат, стекло, бриллианты

Кольцо, 2001 г. Белое золото 18 карат, чернь, пигмент.

Кольцо на мизинец

Бабетто начал изготавливать драгоценности в Институте искусств в Падуе под руководством мастера Пинтона. Ввиду того, что в школе золото было редким материалом, он исправлял ситуацию, тайно доставая золотые украшения семьи из шкатулки для драгоценностей своей матери, чтобы переделать их и сделать из них современные изделия. «Драгоценности настолько отличались от коммерческих изделий, — вспоминает художник, — что, когда моя мать их увидела, она испугалась, что я схожу с ума». На самом деле, это были первые попытки ювелира, который оказался способным осмелиться на сравнение, без какого-либо благоговейного страха, с течениями изобразительного искусства XX века, тем самым положив начало процессу личного поиска. Процессу, который в конце 1960-х годов имел в качестве точек сравнения экспериментальные оптические и кинетические исследования Рафаэля Сото, а в Падуе — Gruppo Enne. Гораздо более близким и продолжительным было бы его участие в минималистском искусстве: некоторые модульные элементы в творчестве Бабетто по своей форме близки к работам Дональда Джадда или Сола Левитта, и вполне возможно, что некоторые выводы были впервые сделаны Бабетто.

В общих чертах, искусство Бабетто находится в пестром рационалистическом контексте, который простирается от русского конструктивизма до De Stijl и вплоть до недавних результатов деконструктивизма. Творческий процесс Бабетто руководствуется классическими принципами: формальной ясностью, чувством меры и пропорций, которые восходят к архитектуре эпохи Возрождения. «Я почти всегда полагаюсь на числа», — объясняет он, — «например, начиная с треугольника 3 x 3, чтобы найти размеры других элементов, я умножаю или делю на три. Таким образом, между различными компонентами устанавливается математическая связь». Чрезвычайно рациональная процедура, которая, кажется, оставляет мало места для случайности; как и определенный литературный структурализм, где история разворачивается по строгим, фиксированным линиям. Но, по словам художника, «предопределена только точка отправления, а не точка прибытия. Числа помогают мне достичь формальной чистоты, в рамках которой я намерен воплотить в жизнь интимную, таинственную натуру». Которую упорядоченная внешняя структура, скрывающая ее, делает еще более соблазнительной. Предпочтительные цвета для внутренних помещений — синий и красный, потому что «вы входите внутрь, но вам не удается точно определить формы, и в конце концов вы теряете свой путь». Ощущение глубины, которое критика приписывает Ротхо, Стелле и Капуру.

Начиная с 1980-х годов внешнее совершенство начинает давать трещины: области теряют прямоугольную форму, контуры становятся менее четкими, поверхности становятся неровными, зрительное восприятие обманчивым, как оптическая иллюзия. А в 1989 году появляются цитаты из картин Понтормо. «Я его обожаю, потому что в отличие от меня он умел творить без схем, и все же его формы были гармоничны». Цитирование мастера маньеризма для Бабетто — способ обрести творческую свободу. Если поначалу его фигуры расчленены с хирургической точностью, как будто он хотел проникнуть в их сокровенную сущность, не отдаваясь ей полностью, то в 2005 году, снова берясь за ту же тему, Бабетто выражает глубокий пафос и участие.

В поэтике Бабетто придание драгоценностям внутренней силы — это не только вопрос их формы, но и личной битвы, которую художник ведет с металлом, растягивая его настолько, чтобы бросить вызов его физическим ограничениям: «Это заставляет их естественно звучать, давая им собственную душу». Характеристика, которую можно легко распространить на серию серебряной утвари — ковши, ложки, миски — недавно изготовленных с использованием техники растяжения и ковки, благородная традиция которой почти утрачена в западном мире. И эти изделия, даже если техника не та же самая, напоминают нам о материальности нескольких предметов Колдера.

Чаша, 2005. Серебро 925 пробы.

Источники:

www.babetto.com

https://www.ganoksin.com/article/giampaolo-babetto-jewelry-architect/

https://www.elisabettacipriani.com/giampaolo-babetto/

https://siennapatti.com/artist/giampaolo-babetto

 

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом