Скульптурный Портрет императора Наполеона I, 1811 г.
Антуан-Дени Шоде. Мрамор из Каррары, Италия.
Исторический музей Пфальца, Шпейер (на постоянной основе из города Кузель).
Фотография Питера Хааг-Киршнера, Исторический музей Пфальца, Шпейер.
Наполеон Бонапарт в корне изменил политическую географию Европы, радикально и надолго преобразовав гражданский ландшафт континента за очень короткий промежуток времени. Как и Александр фон Гумбольдт, который произвел революцию в представлении людей о природе и разработал современные междисциплинарные научные перспективы, Наполеон также внес значительный вклад в формирование нашего современного мира.
«Личность Наполеона и его дальновидность по-прежнему завораживают. В его Гражданском кодексе (тогда он назывался Кодексом Наполеона) было закреплено равенство всех людей, провозглашенное во время Французской революции, по крайней мере, для мужчин, и ни аристократия, ни духовенство больше не пользовались привилегиями только из-за своего социального статуса», — пояснила Корнели Хольцах, директор Музея ювелирных изделий в Пфорцхайме.
В 2019 году в Музее ювелирных изделий были представлены две личности, ориентированные на будущее. После выставки «Неограниченные горизонты — сокровища, повторяющие маршруты путешествий Гумбольдта», посвященной Гумбольдту, выставка под названием «Новый упорядоченный мир — сокровища наполеоновской эпохи» освещала влияние Наполеона, а также ювелирные изделия и моду его эпохи, которые претерпевали серьезные изменения.
Среди 150 экспонатов были изделия, созданные придворным ювелиром Наполеона Нито, многочисленные фотографии, иллюстрирующие, как Наполеон себя представлял и как заказывал свои изображения, а также документы, а также предметы быта и роскоши, которые давали посетителям представление о его эпохе.
Императрица Жозефина в коронационном костюме барона Франсуа Жерара, 1807/08
Холст, масло
Национальный музей замка Фонтенбло
Ювелирные изделия, созданные в эпоху Наполеона
Украшения эпохи Наполеона сильно отличались от тех, что создавались до Французской революции. Они были более скромными, но не менее драгоценными и тем более ценными. Их формальный стиль напоминал стиль бидермейер: изящные и, в отличие от помпезных барочных украшений, изящно простые и тонко выполненные, позолоченные и часто украшенные инталиями и лавровыми листьями.
На выставке были представлены диадемы и представительные ожерелья, созданные несколько лет назад, а также золотой обеденный сервиз и пояс, напоминающий о том времени, украшенный малахитом и инталиями, которые застегивались на спине владелицы шелковыми лентами, собирая модную и мягко струящуюся ткань под грудью.
«Одежда, которую носили во времена Старого режима, включавшая бриджи и парики, корсеты и платья с кринолином, была совершенно немодной и больше не носилась после политических изменений. Начало Директории в 1795 году привело к развитию особой парижской моды, основанной на античности.
«Женщины теперь носили платья с короткими рукавами и высокой линией талии, чей покрой и дизайн требовали новых типов украшений. Наполеон был поклонником камей и инталий в классическом античном стиле, которые, помимо того, что символизировали его имперские устремления, идеально подчеркивали многослойную структуру драгоценных камней», — сказала сокуратор Мартина Эбершпехер.
Ткани часто украшались мотивом пчелы, что в некотором смысле символизировало отказ от роялистской лилии. Еще одна грань — берлинские железные украшения. В период наполеоновских освободительных войн с 1813 по 1815 год дамам предлагалось пожертвовать свои драгоценные металлические украшения и обменять их на железные. В соответствии с девизом «Я отдала золото за железо» они считали себя своего рода патриотами.
«Эта взаимосвязь между искусством, ремеслами и политикой удачно подчеркнута прошедшей в 2019 году выставкой. Вот что я нахожу особенно захватывающим в ней», — сказала Мартина Эбершпехер. «Мы представили обзор наполеоновской эпохи, которая привела к фундаментальным общественным изменениям за относительно короткий период в 15 лет. В эти весьма драматичные годы она также вдохновила на создание великолепно выполненных объектов. В Баден-Вюртемберге, особенно, где в то время формировались государства-предшественники, наполеоновская эпоха имела далеко идущие последствия».
В книге «Новый порядок в мире: сокровища эпохи Наполеона» особое внимание уделено многочисленному влиянию Наполеона, а также ювелирным изделиям и моде его эпохи, которые претерпевали серьезные изменения.
Брошь-камея с изображением Наполеона
Агат, бриллианты, серебро, золото
Никола Морелли, начало XIX века
Коллекция произведений искусства Альбиона
Жизнь и достижения французского императора
Родившийся в столице Корсики, Аяччо, в 1769 году, Наполеон Буонапарте был потомком итальянской семьи мелкопомстного дворянства и имел семерых братьев и сестер. Благодаря стипендии для бедных студентов дворянского происхождения он смог поступить в военную школу, где его стратегические навыки и воля к власти вскоре привели к его стремительному взлету.
Наполеон знал, как преобразовать свои успехи на полях сражений в политическую власть, и, женившись на Жозефине Богарне, дворянке, имевшей тесные связи с парижским высшим обществом, он также поднялся по социальной лестнице. В 1799 году Наполеон сверг революционное правительство и стал первым консулом. В 1804 году он опубликовал Code Civil как первый кодекс гражданского права во Франции, который вскоре был принят и другими государствами, тем самым переведя центральное понятие Революции о свободе в правовую форму, которая действует и сегодня. В том же году он назначил себя императором и начал свои войны за экспансию.
В 1809 году он развелся с Жозефиной, поскольку их брак оставался бездетным, и женился на дочери австрийского императора Марии Луизе, от которой у него родился единственный законный сын Наполеон II. В 1812 году его Русская кампания закончилась катастрофой, а год спустя он проиграл Битву Наций под Лейпцигом.
Наполеон бежал из ссылки на острове Эльба, но потерпел сокрушительное поражение при Ватерлоо и был сослан на британский остров Святой Елены, где и умер в 1821 году. Немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Наполеон сделан не из дерева, из которого вырезают королей, — он сделан из мрамора, из которого делают богов».
Ювелирные изделия, связанные с Наполеоном
Наполеон, ставший императором Франции в начале 19 века, был не только военным гением, но и человеком, проявлявшим большой интерес к истории и культуре. Во время своей экспедиции в Египет он привез огромное количество артефактов и даже опубликовал книгу под названием «Журнал «Египет».
Он также глубоко интересуется модой и ювелирными изделиями, а после завоевания большей части Европы коллекционирует камеи членов королевской семьи и аристократов из разных стран. Он собирал камеи, начиная с эпохи Возрождения, в Париже, приглашал многих мастеров из Италии и был настолько увлечен этим, что создал школу резьбы по камеям.
Кроме того, Прусская империя в то время подарила чугунные украшения под названием «Берлинское железо» людям, которые предоставили золотые и серебряные украшения для финансирования войны против Наполеона. Я переношу свою мастерскую в Париж.
1.Берлинское железное ожерелье с камеями
Год производства: Начало 19 века
Страна производства: Франция
1 — это работа, в которой ясно видна его любовь к камеям и берлинскому железу. Черные железные детали покрыты глянцевой краской, предотвращающей появление ржавчины, что придает корпусу красивый и загадочный вид.
2. [Подарок Морелли от Наполеона I герцогу Бассано] Брошь-камея Наполеона I
Год производства: Камея / начало 19 века Рама / середина 19 века
Страна производства: Италия
Потрясающая Камея, изображающая его профиль, была создана мастером Морелли и подарена министру, который был его подчиненным. Эта камея-аби украшена только бриллиантами и сделана великолепно. Подарить свой портрет подчиненным мог только император или король.
3. Розовый топаз и аквамарин в парюре маркизы Люминьи
Год производства: 1820-е
Страна производства: Франция
Ее сделал маршал Мортье, военный подчиненный, для свадьбы своей дочери. В броши, использованной в букете, состоящей из 13 украшений, использована техника Tremblant, которая заставляет детали слегка подрагивать.
4. [Ранее принадлежала Полине Бонапарт] Borghese Ruby Parure
Год производства: Рубин / Начало 19 века,
около 1886 г.
Страна производства: Италия
Парюра номер 4 принадлежит Полине, младшей сестре Наполеона, вышедшей замуж за представителя известной итальянской семьи Боргезе. Собрать рубины такого однородного цвета сейчас невозможно. Это просто, но в этом есть неописуемая красота. Уже тот факт, что она младшая сестра, показывает степень достатка семьи Наполеона.
5. Миниатюра императрицы Жозефины.
Дата изготовления: около 1807 г.
Страна производства: Франция.
Портрет Жлзефины, написанный на доске из слоновой кости официальным художником Наполеона Изабель. Предполагается, что Наполеон носил ее на поле боя, но изготовлена она была в 1807 году.
Наполеон умер на острове Святой Елены в 1821 году, но память о нем, похоже, оставалась с людьми еще долго после его смерти, и различные украшения и подобные им предметы ценятся.
6. Табакерка с камеей Наполеона
Год производства: Около 1810
Страна производства: Франция
Камея с профилем Наполеона на ониксе в центре круглой табакерки из черепахового панциря. Первоначально она была подарена генералу Нею, подчиненному Наполеона, а затем перешла в руки британского аристократа, большого поклонника Наполеона.
Что удивительно, так это то, что на задней стороне крышки есть небольшой контейнер, в котором все еще хранятся волосы Наполеона. Сейчас эта табакерка находится в коллекции произведений искусства Альбиона.
фото Хикару Куримото.
Опубликовано в апрельском номере журнала «Катейгахо» за 2023 год.
источники:
https://mgpt-magazine.com/2022/04/01/napoleon/
https://www.kateigaho.com/article/detail/164351
.