Одна из наиболее характерных коллекций ваших достижений — АРТ-СИСТЕМЫ, то есть сказочно красочные броши, в которых вы использовали разноцветную бумагу и фотобумагу. Какова история этой коллекции?
Серия состояла из композиций, обрамленных серебром и алюминием на круговых планах, она была лишь связующим элементом. Проблема заключалась во внутреннем дизайне этих "колес". Я взял за правило, что «наполняя» броши, начинаю с гладкого чистого белого цвета, затем придаю ему фактуры, ищу пространство, но также ввожу цвет, ведущий к черному, и в результате создавались экспериментальные комбинации. Профессор Петер Скубич, известный австрийский дизайнер и педагог, случайно оказавшийся на выставке, где я представлял эти работы, одну из последних работ этой серии так прокомментировал, что это поиск квадратуры круга. Это немного шутка, но весьма существенная, поскольку это действительно отразилось на художественной выразительности этого произведения. Сама выставка проходила в Центральном музее текстиля в Лодзи. Мне предложили самую большую комнату, где было бы проблематично выставлять совсем маленькие формы, например, броши. Это было очень большое исследование, ведь в АРТ-СИСТЕМЫ вошли целых 158 работ, которые заполняли все пространство. Решение оказалось довольно интересным – броши разместили на матовых поверхностях из оргстекла, по одному кругу на поверхность. Эти таблички располагались по диагонали к маршруту выставки, так что каждая предыдущая работа диктовала прочтение следующей, и такое расположение словно направляло нас по самой выставке. Для меня это определенно был очень познавательный опыт. Вроде просто, но было настолько интересно, что вообще получилась очень интересная концепция.
Я знаю, что в ART SYSTEMY вы часто использовали необычные материалы, например, бумагу, но вы также сделали, среди прочего: браслет из промышленных отходов. Почему так?
Этот браслет связан с упражнениями, которые я выполнял, будучи студентом. Лена Ковалевич Вегнер, доцент, организовала для нас занятия под названием «Пила». Мы получили промышленные отходы и должны были создавать из них ожерелья и браслеты. Это было в самом начале обучения и благодаря этой идее, не имея более глубоких знаний в мастерстве, мы смогли начать работать концептуально. Это было очень интересное введение, и затем я использовал эту идею в своих проектах. Это было нечто иное, выходящее за рамки принятых форм и референций – эксперимент, который был очень развивающим и, конечно же, более структурированным, породившим интересные реализации. На индивидуальной выставке в Легнице, которую я сейчас готовлю (интервью было записано в 2020 году), будут работы 1960-х годов, представляющие собой цитаты из этих промышленных отходов. Более того, Профессор всегда учил нас, что украшения – это не только предметы, которые нужно построить, но и отсылка к фигуре, анатомии, участию в движении персонажа или его личности. У Диора тоже были такие предположения. Он навязал себе, среди прочего, такие темы, как подчинение силуэта символам букв «Y» или «А» и это имело глубокий смысл, поскольку было очень гармонично связано с искусством и природой в целом. В структуре своих работ Диор очень удачно обращался к определенным явлениям, придававшим им новую художественную ценность. Поэтому, на мой взгляд, природу и искусство всегда нужно сочетать. Даже в ювелирном деле знания о природе и ее чувстве должны иметь эмоциональное выражение и продолжение. А искусство, в конце концов, берет верх над природой — можно сказать, что искусство — это природа цивилизации.
Есть ли у вас любимый материал?
Недавно, благодаря Гданьской янтарной ярмарке AMBERIF, я увлекся янтарем. Он настолько интересен, что его до сих пор не удалось полностью определить. Каждый кусок янтаря уникален и содержит в себе самые красивые элементы природы, например, свет, который в сочетании с особым внутренним пространством очень интригует и позволяет творчески использовать. Каждый из нас может посмотреть на кусок янтаря по-разному, и каждый из нас ищет лучшее выражение того, что нам нравится в янтаре. Раньше было проще – просто янтарь, какой-то тривиальной огранки или даже натуральный, в сочетании с серебром. Теперь дело пошло гораздо дальше. В украшениях из янтаря есть содержание и провокации. Для меня в янтаре есть что-то такое, что постоянно интригует, завораживает и бесконечно развлекает.
Что вас вдохновляет? Как выглядит ваш творческий процесс?
Мне нравится окружать себя предметами, которые вдохновляют, и часто случается, что внезапно, как вспышка, всплывает концепция, которой иногда приходится постоять какое-то время, а потом разобраться. Затем наступает момент реализации, посвященный экспериментам и разработкам. Можно предположить, что в своем творчестве я начинаю либо с темы, как в случае с конкурсами, либо с материала. Более того, в моей работе всегда учитываются свойства материала и раскрываются лучшие черты таким образом, чтобы целое создавало гармонию. Были времена, когда я немного экспериментировал, как французы. Для показов мод делают так называемые "клееные украшения", которые предназначены только для подиума и больше не используются. И я сделал то же самое — например, у меня был проект для Дома моды TELIMENA, где нужен был цвет, и я сделал из мелков какие-то радужные конструкции. Конечно, крупным планом было очевидно, что это мелки, но в сочетании с творением, движением и светом это создавало видение целого. Мой опыт как художника также был разнообразен - от линейных, простых структур до структур с цветом, камнями и янтарем. Теперь, в свою очередь, когда я отхожу от темы, я часто перехожу к шутке. Недавно была выставка «Серебро и янтарь», где я соединил янтарь в натуральном виде с печенюшками. Это была веселая игра со схожестью цвета и формы, и оказалось, что нечто очень похожее — это иногда янтарь, а иногда печенье.
Что для вас значат украшения? Потому что, наверняка, это больше, чем просто украшение?
Во время учебы или еще раньше в старшей школе я пробовал много вещей, но наибольшее удовлетворение мне доставляли украшения. У меня сложилось впечатление, что они позволили мне действовать еще свободнее как художнику. Мы изучаем множество различных техник исполнения и ищем эффекты, чтобы выразить концепцию. Этот поиск приносит удовлетворение, особенно когда конечный результат хорошо понят, оценен и правильно использован. Создание украшений – дело очень сложное, потому что либо вы работаете с человеком, который будет их презентовать, либо, например, создаете их с провокацией, которая при первой встрече привлекает внимание или взгляд настолько, что становится самым главным. Однажды я сказал, что «ювелирные изделия начинают разговор», и лучше всего было бы, чтобы встреча двух женщин началась с них, чтобы дамы поговорили и перешли к искусству или темам дня, но украшения не должны оставлять равнодушными.
Вам нравится творить для конкретного человека?
Очень даже – тогда нужно ориентироваться на характер того, для кого создается произведение. Конечно, это слово можно выразить в шутку и не обязательно буквально, но вообще мне нравятся такие ситуации. То, что создано, относится только к этому одному человеку и не может быть изменено позже. Особенно мне нравится творить для людей с сильным характером, потому что они потом настолько однозначно это показывают, что эффект замечательный. Например, я однажды совместил полосатый кремень с ремешком — он устроен довольно просто; кремень был расколотый, а значит, очень архаичный, но имел сильную экспрессию, поскольку хорошо характеризовался способом обработки. Человек, для которого он был создан, альпинист и горный гид, сказала, что этот предмет ей идеально подходит и относится к нему как к своему собственному, уникальному сокровищу. Это ожерелье соответствовало ее характеру, интересам и даже ее внешности, и благодаря этому она отображала это очень четко, и все это было очень выразительно.
Вы не только создатель украшений, но и педагог. Вы были, среди прочих, преподаватель Ювелирной студии Академии художеств в Лодзи – как вы себя чувствовали в этой роли?
Работа со студентами была периодом, когда день начинался с ожидания, надежды и желания сделать что-то вместе. Каждый ученик – индивидуальность, и раскрытие его или ее способностей или передача определенных знаний, а затем наблюдение за его или ее развитием – это необыкновенный опыт. Когда пришло время выходить на пенсию и я завершил свое 49-летнее приключение с Академией изящных искусств, я устроился на работу в Технологический университет, где веду занятия по композиции . Это совершенно разные переживания, но они также очень важны и имеют много общего. Я обязательно продолжу свою миссию индивидуальной работы с каждым учеником, и это до сих пор приносит мне огромное удовлетворение.
Что вы пытаетесь донести до своих учеников?
Помимо прочего, украшения должны быть многослойными, многозначными, и чтобы это было больше, чем просто мастерство. Это должно быть средство искусства, ссылка на то, что находится снаружи. Когда мы начали вводить в Академию художеств ювелирные изделия, времена были для этого весьма неблагоприятные, потому что к ним относились как к чему-то неважному, к чему-то, что наконец-то просматривалось в структуре и программе училища. Задача заключалась в том, чтобы убедить этих сопротивляющихся художников и скульпторов, что все является искусством, включая ювелирные изделия. Можно сказать, что я пошел на хитрость, поскольку, чтобы добиться их расположения, в описании программы для утверждения Советом факультета и Сенатом университета вместо ювелирных терминов, таких как проволока и листовой металл, я использовал слова, которые они понимают и используют: точку, линию, плоскость, тело. Это их как-то увлекло и благодаря этому им удалось основать Ювелирный факультет. Я также передал своим ученикам видение ювелирных изделий, согласно которому речь идет не просто о выколотке листового металла, но и о том, что в этом есть более глубокий смысл. Ювелирные украшения – это не что-то отдельное, классное, без интерьера – это все очень эмоционально. Бывает, что скульпторы рассматривают украшение как клубок на цепочке, и на этом его характеристики заканчиваются. Конечно, такие скульпторы могут повесить на эту цепочку очень красивые формы, но это и начало, и конец таких украшений, не более того.
Следите ли вы за карьерой своих выпускников и есть ли у вас те, которыми вы гордитесь?
Конечно, такие люди есть — не хочу их конкретно называть, но они это прекрасно знают, потому что мы встречаемся и комментируем искусство. Благодаря им у меня не создается впечатления, что моя преподавательская работа выполнялась в вакууме, потому что эти люди продолжают работать над идеями своих исследований, интерпретировать их и развивать очень оригинально и индивидуально. Во всем этом есть особенные люди. Иногда в этот переходный период между обучением и собственной деятельностью их нужно слегка спровоцировать и побудить к действию, и это они ценят. Даже если впоследствии они не займутся ювелирными изделиями, ясно, что этот ювелирный опыт дал им знания и индивидуальное осознание.
Скоро вместе с Марцином Тыминьским у вас состоится ретроспективная выставка в стиле «ученик и учитель». Можете ли вы рассказать о ней больше?
В жизни учителя бывают этапы, когда возникает противостояние между учителем и учеником. Марчин предложил провести совместную выставку. И мне пришла в голову идея сравнить свои работы с Его работами. Поэтому я предложил сделать серию экспозиций, в которых мы будем смешивать объекты. Мы выберем три-четыре предмета из серии Марцина Тыминьского, затем несколько моих из одной коллекции, затем снова его и так далее, чтобы получилось достаточно смешанно, чтобы заинтриговать: что чье и когда оно создано? Да, чтобы продемонстрировать характер «лодзинской школы» ювелирного дизайна.
Еще я знаю, что вы коллекционируете украшения – что есть в вашей коллекции?
На индивидуальной выставке, которую я сейчас готовлю, мне бы хотелось показать небольшой фрагмент этих коллекций: от греческих бус эллинистической эпохи, через римские печатки или фибулы из Крыма с белой и красной эмалью VIII-IX веков – вплоть до по сей день. Так что будут украшения профессора Петера Скубича, работы Михала Фатыги, которые меня очень очаровали, Сергиуша Куччинского и других великих людей. Кроме того, мне хотелось показать еще и крупноформатную живопись в технике эмали; Редко кто работает на больших форматах, ведь нужны не только соответствующие условия, но и опыт. Здесь как с украшениями: придется экспериментировать. Для этого я целый день настраивал цвета, давал советы, как правильно выжигать, и получилось очень профессионально. Еще я хочу показать свой скульптурный портрет, свое лицо, чтобы это действительно была развлекательная выставка и показала меня с разных сторон моих интересов. Ведь наша жизнь очень сложна: это не просто работа в одном направлении, а все, что взаимосвязано – это нас вдохновляет, развивает. Поэтому я надеюсь, что смогу рассказать историю о себе: кто я, что меня интересует, что формирует мое воображение и личность, какие ценности я предпочитаю и как моя работа вписывается в современное ювелирное искусство.