Да, я знаю, что предвзята, с антеннами, настроенными на историю, как на прошлое, так и на живую историю, но мне кажется, что антикварные украшения переживают настоящий момент, который, похоже, окажет более сильное, чем обычно, влияние на современность. И я имею в виду антиквариат, не только винтаж, не только 20 -го века, не только мегапроизводителей, а подлинные антикварные украшения 18 -го и 19- го веков.
Происходит серьезное сдувание паутины с георгианского и викторианского стилей, выход за рамки уверенности клейсма известного производителя, вместо этого происходит более глубокое погружение в социальную и культурную историю, в утраченные виртуозные навыки и легендарные драгоценные камни. Особенно в ассоциации драгоценностей с королевской властью, благородством, силой и авторитетом.
Старинное ожерелье от Larkspur and Hawk
На прошлой неделе мне посчастливилось принять участие в мероприятиях в L'École des Arts Joaillier в Париже, посвященных долгожданному выходу книги Divine Jewels – The Pursuit of Beauty , великолепной книги (опубликованной 3 октября издательством Flammarion), которая открывает сокровищницу – коллекцию произведений искусства Albion в Токио.
Коллекция Albion Art, собиравшаяся на протяжении 40 лет японским торговцем антикварными ювелирными изделиями и знатоком Казуми Арикавой, признана самой важной частной коллекцией исторических драгоценностей в мире. Она рассказывает историю ювелирных изделий с самых ранних времен в Месопотамии, через религиозные и аллегорические драгоценности Средних веков и Ренессанса, пронзительную поэзию искусства ар-нуво и величие бриллиантов Belle Epoque, доходя до 1930-х годов, с небольшим отголоском 1950-х годов в форме броши-балерины Van Cleef & Arpels.
Для любого поклонника истории ювелирных изделий коллекция Albion Art представляет собой вершину совершенства, и все же ее никогда не видели целиком, и до сих пор она оставалась своего рода загадкой. Мне посчастливилось стать свидетелем презентации избранных драгоценностей г-ном Арикавой в его похожем на собор салоне в Токио, незабываемого ритуального мероприятия, которому предшествовала традиционная чайная церемония, проведенная в реконструированном им чайном домике, спрятанном рядом с его офисом. Теперь книга, написанная совместно с Арикавой известным историком и исследователем ювелирных изделий Дианой Скарисбрик, раскрывает 250 наиболее значимых шедевров в коллекции из примерно 500 произведений искусства, многие из которых сейчас находятся в частных руках, но обозначены как часть коллекции Albion Art.
Обновленная и усовершенствованная на протяжении десятилетий, коллекция особенно богата гравированными камнями, камеями и инталиями, а также тиарами, двумя страстями Арикавы. Он рассматривает гравировку камней — одно из самых ранних художественных выражений человека — как поистине благородную форму искусства, а тиару — как чудесный, почти магический объект, сродни нимбу или ауре, способный преобразить владельца. Это намекает на очень особую философию Арикавы, подпитываемую его ранним обучением в качестве буддийского монаха, и его непоколебимой верой в священную силу красоты.
Это высшая красота, которую он видит заключенной в искусстве драгоценностей, в его уникальной встрече человека и природы, драгоценных камней, золота, искусства, мастерства, послания и смысла, физического и метафизического. Это сила красоты, которую он чувствует утерянной в современном мире, и которую он намерен восстановить и поделиться посредством своего стремления к самым возвышенным и значимым драгоценностям истории.
Sotheby's представляет одно из самых редких и исторически важных бриллиантовых ожерелий благородного и королевского происхождения, когда-либо выставлявшихся на аукционе (Фото: Тристан Фьюингс/Getty Images)
С определенной синхронностью на этой неделе на аукционе Sotheby's вновь появилось завораживающе великолепное бриллиантовое ожерелье XVIII века, имеющее огромное историческое значение. Ожерелье, украшенное примерно 300 каратами бриллиантов старой огранки, поразительно современно по форме: гибкая лента в стиле неглиже без застежки, каждый конец которой завершается стилизованной кисточкой, напоминанием о том, что так часто драгоценности — вспомните бант или даже саму брошь — произошли от застежек на одежде и костюме. Стилизация типична для бриллиантовых украшений XVIII века, и этот потрясающий и редкий экземпляр, по-видимому, определенно имел королевское, дворянское или придворное происхождение. Sotheby's даже приукрашивает эту догадку, выдвигая предположение о том, что некоторые из бриллиантов могли быть частью печально известного ожерелья, созданного для того, чтобы обмануть злополучную королеву Марию-Антуанетту в скандальном деле об ожерелье, которое стало одной из искр, разжегших Французскую революцию.
Старинная брошь, предлагаемая Larkspur and Hawk
Известно, что ожерелье попало во владение маркизов Англси, его носила в 1937 году на коронации Георга VI маркиза, которую фотографировал Сесил Битон. Оно было продано в 1960-х годах тогдашним маркизом Англси и хранилось в частной азиатской коллекции в течение 50 лет. Оно будет выставлено на продажу вместе с другими королевскими и дворянскими драгоценностями на аукционе Sotheby's в Женеве 11 ноября .
Андрес Уайт Корреаль, председатель Jewellery Europe and Middle East, глава Noble Jewels, называет это «Ne plus ultra ювелирного дизайна XVIII века », и когда он говорит: «Сегодня драгоценность так же актуальна и привлекательна, как и тогда, когда она была сделана более двух столетий назад», он подчеркивает один из главных двигателей сегодняшней тенденции к антиквариату. Что старо, то новое. И во времена такой неопределенности, в нестабильном мире, хотя прошлое вполне может быть чужой страной, оно безопаснее будущего. Безопасная гавань, убежище, призыв к преемственности.
Новая коллекция высокого ювелирного искусства Awakened Hands, Awakened Minds от Louis Vuitton
Коллекция высокого ювелирного искусства Франчески Амфитреатроф для Louis Vuitton, Awakened Hands, Awakened Minds, исследовала культурные, технологические и научные достижения Франции 19 века , времени и места рождения Дома. А в Dior Виктуар де Кастеллан передает художественное великолепие и интеллектуальный блеск Версаля, слитые с духом кутюр.
На этой неделе я также заметила, что Эмили Сатлофф, основательница Larkspur and Hawk, создательница возрожденных ожерелий riviere в георгианском стиле (оригиналы, которые носила Анна Винтур, в многослойном изобилии) будет продавать антикварные драгоценности, наряду со своими современными интерпретациями. Она называет это моментом полного круга, поскольку ее бизнес был основан в 2000 году на продаже антикварных ювелирных изделий, и в основном георгианских образцов.
В то время как, совпадая с Frieze, SJ Phillips, самые известные в мире торговцы антикварными ювелирными изделиями, отмечают свою 155 -ю годовщину выставкой коллекции колец Джонста. Охватывая два тысячелетия, кольца, королевские и дворянские, политические и романтические, раскрывают множество различных ролей кольца и тонкости его связей с культурой, ритуалом, верой, воспоминаниями и человечеством в целом.
Антикварный кулон от Larkspur and Hawk
Для меня все дело в «душе» старинных украшений, в очаровании, харизме, духе как создателя, так и владельца, который сохраняется и распространяется на протяжении веков. Речь идет об определенной подлинности, смысле, преданности мастерству и, конечно, интимности человеческой связи драгоценности. Я думаю, что мы жаждем этой связи сегодня, так же как мы ищем душу и характер в наших драгоценностях, подлинности (а не просто поверхностного декоративного украшения), все это, несомненно, должно стимулировать вкус к старинным украшениям.
Так что, возможно, нам всем следует присоединиться к миссии Кадзуми Арикавы, его неустанному стремлению к красоте, и рассматривать драгоценности не как модный аксессуар, а как, по его мнению, вместилище высшей истины вселенной.