Натали Вердей и Жан Шлюмберже
Прежде чем в сентябре 2021 года полететь в Нью-Йорк, дизайнер Натали Вердей в течение двадцати лет работала в тени величайших ювелиров на Вандомской площади в Париже (Cartier, Chaumet, Lorenz Bäumer).
Для своей второй коллекции Blue Book (названной в честь линий высокого ювелирного искусства, выпускаемых с 1945 года) Натали черпала вдохновение из мира Жана Шлюмберже, легендарного дизайнера бренда. С помощью Céleste, первого названия этой коллекции, яркой, как звезды, она вновь обращается к наследию, привнося дыхание современности и особое мастерство.
Основываясь на восьми темах (Аполлон, Созвездие, Стрела, Луч света, Культовая звезда, Падающая звезда, Пламя и крылья), каждое произведение ювелиров из коллекции демонстрирует силу созвездий с безграничной свободой выражения.
Madame Figaro встретилась с волшебницей, столь же сдержанной, сколь и увлеченной ювелирным искусством.
Мадам Фигаро. – Что вам напоминает легендарный художник Жан Шлюмберже?
Натали Вердей.– Я изучала его работы в Высшей школе ювелирного искусства в Париже, а также на выставках. Он француз, родился в Мюлузе. В детстве он занимался рисованием и уже в душе был художником. Он присоединяется к Tiffany & Co. в 1956 году в качестве художественного руководителя, затем был его вице-президентом до конца своей жизни, в 1987 году. Он был близок к сюрреалистическому движению, увлекался фантасмагорическими существами, у него не было табу в творчестве. Для него все было возможно, а энергия Манхэттена обостряла его творческие способности.
Как его наследие вдохновляет вас?
Как только я пришла в Tiffany & Co., я погрузилась в архивы, чтобы понять образ мышления и творчества Жана Шлюмберже. Его искусство в расположении цветов было особенным. Нам также необходимо было идти в ногу со временем и дополнять творение Tiffany & Co. инновациями современности. Потому что мода, материалы и технологии производства изменились со времен Жана Шлюмберже.
Почему для этой коллекции вы выбрали небесную тему?
"Голубая книга" 2023 года была посвящена водным мирам. Изучив глубины, мы захотели отправиться к звездам. К тому же созвездия были одной из любимых тем Жана Шлюмберже. В архивах дома мы нашли работы, связанные с солнцем, луной, а также астероидами, выполненные в сюрреалистическом и фантастическом стиле. Меня сразу заворожили эти рисунки. В свою очередь, я представляла себе продолжение его творений образной, но «сверхъестественной» вселенной. Как набор «Аполлон», создающий впечатление, что планеты зажаты в когтях.
К чему относится эта тема Аполлона с ее крутящими моментами и впечатляющими желтыми бриллиантами?
Прежде всего, «Аполлон» — это история электронов и атомов, притягивающихся друг к другу во Вселенной. Мы черпали вдохновение из существующей броши, которую модернизировали. Мы выделили камни благодаря шагреневой оправе и добавили впечатляющие желтые бриллианты – символические драгоценные камни дома – и белые, чтобы придать контраст материалу. Что касается когтей сверху, они создают иллюзию протыкания бриллиантов. Прежде всего, это отсылка к пасьянсу Tiffany & Co. (кольцо для помолвки с одиночным камнем), который был первым домом, создавшим это особенное помолвочное кольцо.
Браслет Apollo из коллекции Blue Book Celeste, Tiffany&Co T|Tiffany & Co. Studio
Колье Wings – самое эффектное в коллекции, что послужило его вдохновением?
Мы начали с нагрудника, созданного Жаном Шлюмберже, вдохновленным крыльями Пегаса. Мы сохранили два бриллиантовых крылышка, но в этом новом колье они завершаются эффектным 20-каратным бриллиантом овальной огранки. Деталей много: золотые нити скручены, из перьев выходят определенные золотые точки... Мы хотели подчеркнуть реалистичность разными настройками, в том числе и пером, разработанным в мастерских. Последний, эксклюзивный для Tiffany & Co., изготовлен из платины и высечен в произвольном порядке, чтобы создать эффект миниатюрного оперения. Настоящий вызов.
Колье Wings из коллекции Blue Book Celeste, Tiffany&Co Ernesto Urdaneta
В коллекцию вошли очень красивые камни. Как найти эти исключительные драгоценные камни?
Вместе с Викторией Рейнольдс, главным геммологом дома, мы путешествуем по выставкам по всему миру и встречаемся с поставщиками во всех уголках планеты. Прежде чем начать это путешествие, мы определяем тему вместе со студией дизайна, затем определяемся с цветовой палитрой, выбирая камни, которые лучше всего подходят. Например, для коллекции Arrow нам посчастливилось найти много исключительных изумрудов. Нам также понравились аквамариновые камешки, входящие в набор Iconic Star.
Что касается последнего, то не является ли нетипичным использование неограненных камней в творении высокого ювелирного искусства?
Что хорошо в изящных украшениях, так это возможность влюбиться в камень и дать волю своему воображению, чтобы интерпретировать его. Но там да, это было действительно смело.
Inconic Star из коллекции Blue Book Celeste, Tiffany&Co T|Tiffany & Co. Studio
Какие детали представляют собой наибольшую техническую проблему?
Броши из коллекции Rainbow Bird, которую мы представляем в то же время и вдохновлены знаменитой "птицей на скале", созданной в 1965 году, сочетают в себе все технические сложности высокого ювелирного искусства. Необходимо было одновременно объединить множество навыков в одном ювелирном изделии, например, эмаль, сверление жемчуга, резку точеного камня... Все было разработано для того, чтобы усилить наследие Schlumberger. Это хороший обзор инноваций и креативности, приобретенных домом за последние годы. Мы обновили методы, которые больше не использовались. И впервые тело птицы наконец обретает цвет благодаря эмали или оправе из розовых сапфиров.
Брошь «Радужная птица», Tiffany & Co T|Tiffany & Co. Studio
Как вы работаете с мастерскими?
У нас есть собственная мастерская в городе Пелем, к северу от Манхэттена, но мы также работаем, как и все ювелиры, с другими мастерами из Нью-Йорка и особенно из Парижа, где создается большинство произведений высокого ювелирного искусства в мире. Это также способ для Tiffany & Co. возобновить свои исторические связи с Францией. У основателя дома Чарльза Льюиса Тиффани на Вандомской площади уже работали эмальеры и ювелиры. Но мало создать коллекцию и передать эскизы мастерам, надо еще делиться, обмениваться, развивать исходные полотна... Добавим, что я еще и приверженец деталей, всегда стремлюсь к совершенству.
Как изысканные ювелирные изделия Tiffany соответствуют современному миру и ожиданиям своих клиентов?
Тиффани – один из старейших и первых ювелиров в США. Бренд, созданный в 1837 году, всегда был открыт миру. В частности, компания участвовала во Всемирной выставке в Париже 1867 года, а затем сотрудничала с европейскими художниками, такими как Жан Шлюмберже и Палома Пикассо. Что касается клиентов, то большинство из них являются местными, хотя наш рынок теперь простирается по всему миру. Но тот факт, что Соединенные Штаты являются страной американской мечты и что американский покупатель ожидает все более и более невероятных творений, постоянно подталкивает нас к обновлению и инновациям.