Мотив можно описать как повторяющийся узор, тему или дизайн в произведении искусства. Хотя этот термин может показаться неопределенным, он служит в качестве всеобъемлющего для любого вида изображений — особенно повторяющихся или знаковых по своей природе — которые появляются на объектах, от произведений изобразительного искусства до ювелирного. Они часто включают абстрактные символы или узнаваемые объекты для повышения визуальной привлекательности объекта. Эти дизайны могут быть нанесены с помощью краски, инкрустированы эмалью или вырезаны на дереве или камне, и изображения могут сильно различаться в зависимости от мастера, создавшего объект, и культурного контекста производства.
Подобно использованию повторяющихся символов в литературе, например, знаменитому использованию Германом Мелвиллом белого кита в «Моби Дике», мотивы в искусстве — это часто появляющиеся рисунки, которые сплетаются в связную историю. Они то растут, то падают в популярности с течением времени, что может дать современным коллекционерам и зрителям подсказки о происхождении предмета, изучая эстетическую детализацию, использованную мастером.
Виды мотивов
Цветочные
Естественные мотивы стремятся воспроизвести красоту природы, и цветы на протяжении всей истории вдохновляли мастеров и художников своими нежными цветами и формами. Вездесущность цветов и их неотъемлемая привлекательность делают их распространенным мотивом в антиквариате и ювелирных изделиях.
Серебряная чайница Elkington. Клеймо Бирмингема, 1876 г. М. С. Рау, Новый Орлеан.
Серебряная чайница, представленная выше, изготовленная компанией Elkington & Co., служила драгоценным предметом для хранения чая, а Элкингтон выбрал очень замысловатый рельефный мотив в стиле шинуазри с изображением пионов и позолоченными деталями.
Набор украшений из микромозаичной броши и серег
Основываясь на увлекательной истории микромозаики, каждая часть броши и серег, представленных выше, тщательно украшена двойным мотивом из цветочных и традиционных геометрических мозаичных узоров, вызывая в памяти классическую греко-римскую красоту.
Лиственные мотивы
Лиственные мотивы или декоративные узоры с элементами листвы и растений были популярным мотивом в искусстве и дизайне на протяжении столетий. Будь то выполненные в форме замысловатого серебра, ярких стеклянных изделий, антикварной мебели или изящных ювелирных изделий, эти натуралистичные узоры продолжают очаровывать и вдохновлять своей вневременной красотой и элегантностью.
Ваза Рене Лалика Charmilles. 20 век
Абстрактные растительные мотивы закручиваются друг на друге, образуя эту вазу Рене Лалика. Вдохновленная беседками под зеленью и выполненная из матового стекла, ваза демонстрирует увлечение Лалика природными мотивами, включая листву и животных. Повторение мотива позволяет Лалику создать интересную визуальную абстракцию.
Набор из серег и булавки/броши в виде листа от Cartier. XX век
Золотое ожерелье Buccellati Grape Vine, 20 век
Лиственные мотивы добавляют натуралистические и органические штрихи к ювелирным изделиям, часто привнося в изделие ощущение движения и текучести. Различные дизайны могут быть выполнены из различных материалов, включая золото, серебро и драгоценные камни, и могут варьироваться от изящной и сложной филигранной работы до смелого и скульптурного дизайна. Ожерелье Buccellati выше было разработано в классическом вакхическом мотиве, состоящем из листьев, выполненных в желтом золоте, перемежающихся гроздьями винограда, сформированными из белого золота, в то время как комплект из булавки и сережек Cartier просто имеет форму дубовых листьев.
Классические и мифологические мотивы
Классические мотивы являлись заметным элементом мебели и предметов искусства на протяжении столетий, отражая непреходящее влияние классического искусства и дизайна на европейскую культуру. Эти декоративные элементы, включающие такие образы, как мифологические фигуры, архитектурные мотивы и замысловатые завитки, можно найти в широком спектре объектов, от антикварной мебели до декоративной керамики. Классические мотивы добавляют ощущение величия и вневременности предметам искусства, вызывая чувство сопричастности к истории и культурному наследию, ссылаясь на славу греко-римской античности.
Итальянское зеркало XVIII века из позолоченного дерева
Шкаф-витрина периода ампира. Около 1810 г.
Краснодеревщики и ювелиры давно стремятся возродить эстетические принципы Древней Греции и Рима через ссылки на классическую мифологию и античность. Мотивы херувимов и другие дизайны, включающие мифологические фигуры, являются распространенной декоративной чертой в мебели XVIII и XIX веков. Например, в итальянском позолоченном зеркале выше мастер вырезал множество путти на фоне лиственных мотивов, отсылая к мотивам классической эпохи. Аналогичным образом, витрина периода ампира отсылает к мифологическим персонажам прошлого — на этот раз из Древнего Египта. Хотя французский краснодеревщик и не ссылался конкретно на греко-римский дизайн, он надеялся вызвать величие античности через выбранные декоративные мотивы.
Змениное кольцо, helios-antic.com
Змеи были распространенным мотивом в древнеримских украшениях, символизируя обновление, возрождение и бессмертие. Ожерелья, обвивавшие шею, обвивающие браслеты и даже некоторые кольца имитировали форму змей. Эти рисунки были популярны среди римлян, искавших защиты и удачи. Змеи также олицетворяли двойственность, вызывая как добро, так и зло.
Животные мотивы
Животные мотивы были популярным декоративным элементом в искусстве и дизайне на протяжении столетий, появляясь в широком спектре культурных традиций и художественных стилей. Часто стилизованные или абстрактные, животные мотивы могут нести ряд символических значений, в зависимости от культуры и контекста, в котором они появляются.
Пара стеклянных ламп от Muller Frères. Около 1925 г.
Животные мотивы были очень популярным элементом дизайна ар-деко, который появился в 1920-х и 1930-х годах. Этот стиль характеризовался смелыми геометрическими формами, яркими цветами и воспеванием современности, и животные мотивы идеально вписывались в эту эстетику. Гладкие и стилизованные формы животных часто использовались в дизайне ар-деко, часто в качестве декоративных элементов на мебели, текстиле и ювелирных изделиях. Эти мотивы добавляли ощущение экзотики и гламура предметам ар-деко, вызывая авантюрный дух джазовой эпохи. Лампы Muller Frères выше, сделанные из матового стекла, имеют павлиньи мотивы, которые перекликаются с богатой окраской птицы и ассоциациями с элегантностью.
Рене Лалик Ваза "Газель". Около 1925 года
Попугаи, павлины и другие птицы также были популярными темами и мотивами в период ар-нуво конца 19-го и начала 20-го веков. Эти красочные и живые мотивы животных часто присутствовали в дизайнах художников по стеклу, таких как Луи Комфорт Тиффани и Эмиль Галле. На вазе "Газель" (Ceylan) выше, созданной знаменитым французским стеклодувом в стиле ар-нуво и ар-деко Рене Лаликом, изображены несколько очаровательных птиц, выполненных из цветного матового стекла.
Ожерелье в виде лягушки от Рене Лалика. XX век
Браслет «Лебедь» из оникса и бриллиантов. XX век
От царственного льва до грациозного лебедя, мотивы животных могут представлять широкий спектр значений и эмоций, включая силу и красоту. Независимо от того, носят ли их из-за символического значения или эстетической привлекательности, украшения с мотивами животных добавляют нотку причудливости и элегантности.
Мастер-класс по дизайну ювелирных изделий в стиле ар-нуво, визуально привлекающее внимание ожерелье "Лягушки" из стекла и эмали выше представляет собой подвески из нефритово-зеленого стекла в форме причудливых лягушек, изящно сформированные и вырезанные рукой Лалика. Аналогичным образом браслет в стиле ар-деко демонстрирует изящно расположенные бриллианты, которые образуют сверкающих белых лебедей, и тщательно инкрустированный оникс и эмаль, которые формируют мотивы черного лебедя.
Абстрактные и геометрические мотивы
Оба нерепрезентативные в своем исполнении, абстрактные и геометрические мотивы предлагают мастерам способ создания визуально поразительных творений. Завораживающие и визуально пленительные, эти мотивы часто призваны передавать чувство порядка и структуры и могут быть интерпретированы зрителем по-разному.
Fillart studio, серьги-полукольца «Котики Миро» из коллекции "Фрейд Арт", серебро с эмалью, арт. 31.571с
Поднос с узором Бангор от Jewel Cut Glass Company. Около 1910 г.
Американское хрустальное стекло известно своими замысловатыми узорами и потрясающей красотой, но одним из самых ярких элементов этого вида искусства является использование геометрических мотивов. Выбор мотивов в хрустальном стекле — это не только эстетический выбор, но и практический. Точность и симметрия этих геометрических узоров помогают продемонстрировать мастерство, а также облегчают чистку и уход за стеклом.