Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

ЧТО ТАКОЕ МОТИВ?

18 октября 2024
Редакция

Мотив можно описать как повторяющийся узор, тему или дизайн в произведении искусства. Хотя этот термин может показаться неопределенным, он служит в качестве всеобъемлющего для любого вида изображений — особенно повторяющихся или знаковых по своей природе — которые появляются на объектах, от произведений изобразительного искусства до ювелирного. Они часто включают абстрактные символы или узнаваемые объекты для повышения визуальной привлекательности объекта. Эти дизайны могут быть нанесены с помощью краски, инкрустированы эмалью или вырезаны на дереве или камне, и изображения могут сильно различаться в зависимости от мастера, создавшего объект, и культурного контекста производства.

Подобно использованию повторяющихся символов в литературе, например, знаменитому использованию Германом Мелвиллом белого кита в «Моби Дике», мотивы в искусстве — это часто появляющиеся рисунки, которые сплетаются в связную историю. Они то растут, то падают в популярности с течением времени, что может дать современным коллекционерам и зрителям подсказки о происхождении предмета, изучая эстетическую детализацию, использованную мастером.

Виды мотивов

Цветочные 

Естественные мотивы стремятся воспроизвести красоту природы, и цветы на протяжении всей истории вдохновляли мастеров и художников своими нежными цветами и формами. Вездесущность цветов и их неотъемлемая привлекательность делают их распространенным мотивом в антиквариате и ювелирных изделиях.

 

Серебряная чайница Elkington. Клеймо Бирмингема, 1876 г. М. С. Рау, Новый Орлеан.

 

Серебряная чайница Elkington.  Клеймо Бирмингема, 1876 г. М. С. Рау, Новый Орлеан.

Серебряная чайница, представленная выше, изготовленная компанией Elkington & Co., служила драгоценным предметом для хранения чая, а Элкингтон выбрал очень замысловатый рельефный мотив в стиле шинуазри с изображением пионов и позолоченными деталями.

Набор украшений из микромозаичной броши и серег. М. С. Рау, Новый Орлеан.

 

Набор украшений из микромозаичной броши и серег

Основываясь на увлекательной истории микромозаики, каждая часть броши и серег, представленных выше, тщательно украшена двойным мотивом из цветочных и традиционных геометрических мозаичных узоров, вызывая в памяти классическую греко-римскую красоту.

Лиственные мотивы

Лиственные мотивы или декоративные узоры с элементами листвы и растений были популярным мотивом в искусстве и дизайне на протяжении столетий. Будь то выполненные в форме замысловатого серебра, ярких стеклянных изделий, антикварной мебели  или изящных ювелирных изделий, эти натуралистичные узоры продолжают очаровывать и вдохновлять своей вневременной красотой и элегантностью.

 

 

 

Ваза Рене Лалика Charmilles. 20 век

Абстрактные растительные мотивы закручиваются друг на друге, образуя эту вазу Рене Лалика. Вдохновленная беседками под зеленью и выполненная из матового стекла, ваза демонстрирует увлечение Лалика природными мотивами, включая листву и животных. Повторение мотива позволяет Лалику создать интересную визуальную абстракцию.

 

Набор из серег и булавки/броши в виде листа от Cartier. XX век

 

Золотое ожерелье Buccellati Grape Vine. XX век. MS Rau, Новый Орлеан.

 

Золотое ожерелье Buccellati Grape Vine, 20 век

Лиственные мотивы добавляют натуралистические и органические штрихи к ювелирным изделиям,  часто привнося в изделие ощущение движения и текучести. Различные дизайны могут быть выполнены из различных материалов, включая золото, серебро и драгоценные камни, и могут варьироваться от изящной и сложной филигранной работы до смелого и скульптурного дизайна. Ожерелье Buccellati выше было разработано в классическом вакхическом мотиве, состоящем из листьев, выполненных в желтом золоте, перемежающихся гроздьями винограда, сформированными из белого золота, в то время как комплект из булавки и сережек Cartier просто имеет форму дубовых листьев.

Классические и мифологические мотивы

Классические мотивы являлись заметным элементом мебели и предметов искусства на протяжении столетий, отражая непреходящее влияние классического искусства и дизайна на европейскую культуру. Эти декоративные элементы, включающие такие образы, как мифологические фигуры, архитектурные мотивы и замысловатые завитки, можно найти в широком спектре объектов, от антикварной мебели до декоративной керамики. Классические мотивы добавляют ощущение величия и вневременности предметам искусства, вызывая чувство сопричастности к истории и культурному наследию, ссылаясь на славу греко-римской античности.

 

 

Итальянское зеркало XVIII века из позолоченного дерева

 

Витрина периода ампира. Около 1810 г. М. С. Рау, Новый Орлеан.

Шкаф-витрина периода ампира. Около 1810 г. 

Краснодеревщики и ювелиры давно стремятся возродить эстетические принципы Древней Греции и Рима через ссылки на классическую мифологию и античность. Мотивы херувимов и другие дизайны, включающие мифологические фигуры, являются распространенной декоративной чертой в мебели XVIII и XIX веков. Например, в итальянском позолоченном зеркале выше мастер вырезал множество путти на фоне лиственных мотивов, отсылая к мотивам классической эпохи. Аналогичным образом, витрина периода ампира отсылает к мифологическим персонажам прошлого — на этот раз из Древнего Египта. Хотя французский краснодеревщик и не ссылался конкретно на греко-римский дизайн, он надеялся вызвать величие античности через выбранные декоративные мотивы.

Змениное кольцо, helios-antic.com

Змеи были распространенным мотивом в древнеримских украшениях, символизируя обновление, возрождение и бессмертие. Ожерелья, обвивавшие шею, обвивающие браслеты и даже некоторые кольца имитировали форму змей. Эти рисунки были популярны среди римлян, искавших защиты и удачи. Змеи также олицетворяли двойственность, вызывая как добро, так и зло.

Животные мотивы

Животные мотивы были популярным декоративным элементом в искусстве и дизайне на протяжении столетий, появляясь в широком спектре культурных традиций и художественных стилей. Часто стилизованные или абстрактные, животные мотивы могут нести ряд символических значений, в зависимости от культуры и контекста, в котором они появляются.

 

 

Пара стеклянных ламп от Muller Frères. Около 1925 г.

Животные мотивы были очень популярным элементом дизайна ар-деко, который появился в 1920-х и 1930-х годах. Этот стиль характеризовался смелыми геометрическими формами, яркими цветами и воспеванием современности, и животные мотивы идеально вписывались в эту эстетику. Гладкие и стилизованные формы животных часто использовались в дизайне ар-деко, часто в качестве декоративных элементов на мебели, текстиле и ювелирных изделиях. Эти мотивы добавляли ощущение экзотики и гламура предметам ар-деко, вызывая авантюрный дух джазовой эпохи. Лампы Muller Frères выше, сделанные из матового стекла, имеют павлиньи мотивы, которые перекликаются с богатой окраской птицы и ассоциациями с элегантностью.

 

 

 

Рене Лалик Ваза "Газель". Около 1925 года

Попугаи, павлины и другие птицы также были популярными темами и мотивами в период ар-нуво конца 19-го и начала 20-го веков. Эти красочные и живые мотивы животных часто присутствовали в дизайнах художников по стеклу, таких как Луи Комфорт Тиффани и Эмиль Галле. На вазе "Газель" (Ceylan) выше, созданной знаменитым французским стеклодувом в стиле ар-нуво и ар-деко Рене Лаликом, изображены несколько очаровательных птиц, выполненных из цветного матового стекла. 

 

 

Ожерелье в виде лягушки от Рене Лалика. XX век

 

 

Браслет «Лебедь» из оникса и бриллиантов. XX век

От царственного льва до грациозного лебедя, мотивы животных могут представлять широкий спектр значений и эмоций, включая силу и красоту. Независимо от того, носят ли их из-за символического значения или эстетической привлекательности, украшения с мотивами животных добавляют нотку причудливости и элегантности.

Мастер-класс по дизайну ювелирных изделий в стиле ар-нуво, визуально привлекающее внимание ожерелье "Лягушки" из стекла и эмали выше представляет собой подвески из нефритово-зеленого стекла в форме причудливых лягушек, изящно сформированные и вырезанные рукой Лалика. Аналогичным образом браслет в стиле ар-деко демонстрирует изящно расположенные бриллианты, которые образуют сверкающих белых лебедей, и тщательно инкрустированный оникс и эмаль, которые формируют мотивы черного лебедя. 

Абстрактные и геометрические мотивы

Оба нерепрезентативные в своем исполнении, абстрактные и геометрические мотивы предлагают мастерам способ создания визуально поразительных творений. Завораживающие и визуально пленительные, эти мотивы часто призваны передавать чувство порядка и структуры и могут быть интерпретированы зрителем по-разному.

Fillart studio, серьги-полукольца «Котики Миро» из коллекции "Фрейд Арт", серебро с эмалью, арт. 31.571с

 

 

Поднос с узором Бангор от Jewel Cut Glass Company. Около 1910 г. М. С. Рау, Новый Орлеан.

 

Поднос с узором Бангор от Jewel Cut Glass Company.  Около 1910 г.

Американское хрустальное стекло известно своими замысловатыми узорами и потрясающей красотой, но одним из самых ярких элементов этого вида искусства является использование геометрических мотивов. Выбор мотивов в хрустальном стекле — это не только эстетический выбор, но и практический. Точность и симметрия этих геометрических узоров помогают продемонстрировать мастерство, а также облегчают чистку и уход за стеклом.

Источник: rauantiques.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом