Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Акоп Сандалджян (Hagop Sandaldjian)

8 ноября 2024
Редакция

Акоп Сандалджян (1931-1990) родился в семье художников из Александрии, Египет. В детстве он  преуспевал в математике и обладал удивительной способностью всецело отдаваться любому делу, которым занимался.

В подростковом возрасте начал играть на скрипке, и есмотря на поздний старт, Акоп поставил себе цель стать виртуозом и компенсировал отсутствие опыта бесконечными часами практики игры на скрипке.

Вопреки желанию родителей, он поступил в Ереванское музыкальное училище имени Романоса Меликяна. После окончания учебы в Ереване он поступил в Московское музыкальное училище имени Ивана Ипполитова, которое окончил в 1955 году. Восемь лет спустя он окончил Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса, получив степень магистра исполнительского искусства. Поселившись в Ереване со своей женой Венерой, дирижером и педагогом, и двумя детьми, Сирануш и Левоном, Сандалджян окунулся в оживленную музыкальную сцену столицы. Наряду с преподаванием в двух музыкальных колледжах и государственной консерватории, Сандалджян также стал высоко оцененным солистом национального оркестра.

В начале 1960-х годов Сандалджян начал разрабатывать технику игры на струнных инструментах, которая опиралась на эргономику, изучение эффективного взаимодействия между людьми и инструментами, которые они используют. Сандалджян пришел к убеждению, что плавное, искусное исполнение является результатом гармоничного разрешения внутренней силы сокращения мышц против внешней силы тяжести. Этого можно было достичь только путем отказа от стандартных подходов к обучению, которые фокусировались на «правильном» положении пальцев, в пользу метода, который учитывал индивидуальную анатомию каждого ученика.  

В то же время Сандалджяну представилась новая возможность проверить свою теорию эргономики, а также новое средство выражения его художественной приверженности и интенсивности. В начале 1970-х годов один из его учеников по классу альта в консерватории, Эдвард Газарян, известный микроминиатюрист, познакомил Сандалджяна с воображаемым миром микроминиатюрной скульптуры.

Между двумя художниками завязалась крепкая дружба, и они пришли к уникальному соглашению, по которому каждый стал учеником другого. В микроминиатюрной скульптуре Сандалджян нашел форму искусства, аналогичную музыке в ее крайностях преданности, страсти и экстравагантности, направленных в контролируемое, точное движение.

Broken Dreams - Незаконченный портрет. Золотая скрипка со сломанным грифом. Длина 1/32 дюйма.

Создание отдельной фигурки могла занять до четырнадцати месяцев. Каждый вылепленный микрон представлял собой не только бесконечные часы тяжелого труда, но и изнурительные мучения, чреватые опасностью, поскольку его работа могла быть легко уничтожена или утеряна. Неожиданный чих или неверно направленный вдох могли сдуть микроминиатюру с ураганной силой, в то время как случайное движение могло свести на нет работу месяцев. Поскольку даже пульс в его пальцах мог стать причиной несчастного случая, Сандалджиан в конечном итоге научился наносить движения только между ударами сердца.

на рисовом зерне изображен портрет создателя армянского алфавита Месропа Маштоца

Акоп и его семья эмигрировали в США в 1980 году, однако, в качестве условия его отъезда в США,  Сандалджян вынужден был оставить всю коллекцию из восемнадцати микроминиатюр. Разочарованный своей неспособностью найти работу скрипача или учителя музыки в Калифорнии, он обратил свое внимание на менее осязаемый мир микроминиатюры, найдя в его уютных измерениях желанное убежище от разочарований своей новой жизни. В течение следующего десятилетия Сандалджян создал новую коллекцию из тридцати трех миниатюр, демонстрирующих виртуозный контроль пространства и цвета, а также изящные концептуальные оппозиции, которые раскрывают слои человеческого и художественного противоречия.

Автоскульптура. В ушке иглы протянут волос художника, на котором размещена автоскульптура его головы 

Находясь на грани между сном и реальностью, эти фигуры невозможных размеров кажутся одновременно банальными и неуловимыми, тщательно созданными и мечтательно нематериальными. Каждая почти невесомая скульптура, кажется, парит между своей тонкой опорой на материальном плане и ясной и неизмеримой реальностью ментального образа. Работа Сандалджиана, находящаяся на грани между наукой, ремеслом, искусством и новизной, сбивает с толку нашу способность проводить такие различия и тем самым открывает пространство для удивления.

Дикие животные.  На пряди волос изображены двенадцать диких животных. Прядь волос покрыта клеем

 

Вечный Символ  (гора Арарат)

«На рисовом зернышке изображена моя любимая гора. Со времен Ноя и до наших дней «ты стоишь величественно и высоко»...

Красная шапочка. Внизу на игольном ушке, между «огромными» деревьями, можно разглядеть Красную шапочку

Изображение Папы Иоанна Павла II в игольном ушке

Хабанера: танцовщица  в игольном уше

«Пусть все твои мечты сбудутся»

Наилучшие пожелания от художника всем и каждому, кто ценит это произведение искусства. Оно написано на пряди волос художника

Фотографии и информация предоставлены Музеем Юрских Технологий

Источник: mjt.org
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом